Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя
Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.
В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства.
Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств
ВЫДЕЛЯЮТ:
– общепрофессиональные деформации (типичные):
- синдром асоциальной перцепции, при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель,
- эмоциональная индиферентность, холодность к страданиям других;
- поведенческий трансфер, характеризующий формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих лицам, нарушающим закон, усвоение и употребление их жаргона;
– специальные профессиональные деформации, связанные с внутрипрофессиональной специализацией:
у следователя – правовая подозрительность,
у оперативного работника – актуальная агрессивность и т.п.;
– профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности:
- комплекс превосходства,
- гипертрофированный уровень притязаний,
- доминантность, обусловленные реализацией работником властных функций;
– индивидуализированные деформации, обусловленные индивидуальными психологическими особенностями работников:
- профессиональные акцентуации,
- сверхкачества,
- сверхответственность,
- трудоголизм,
- трудовой фанатизм,
- сверхчестность.
Среди основных психологических детерминант профессиональных деформаций сотрудника ОВД главной является сама профессиональная деятельность, а также:
1) неадекватность мотива выбора профессии конкретного человека целям профессиональной деятельности (корыстные мотивы, стремление к власти, доминированию, самоутверждению);
2) несовпадение ожиданий молодого работника профессиональной реальности, трудности и неудачи на пути профессионализации;
3) стереотипизация, образование автоматизированных профессиональных умений;
4) действие механизмов психологической защиты в связи с повышенной эмоциональной напряженностью, насыщенностью, ответственностью, опасностью для жизни и здоровья, приводящих к синдрому «эмоционального выгорания» (эмоциональной холодности), рационализации, вытеснению, проекции, регрессии;
5) акцентуации характера, переходящие в профессиональные акцентуации, в сверхкачества;
6) задержки профессионального развития, (стагнации);
7) старение и снижение уровня интеллекта.
В систему основных показателей профессиональной деформации можно также включить.
1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности – гражданам или группе граждан (различных субъектов правоотношений), для него характерны:
– обвинительный уклон (установка) или презумпция первичной вины объекта;
– абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность;
– психологические барьеры в общении.
2. Субъективное толкование законопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности.
Это приводит к:
– злоупотреблению властью или неприменению властных полномочий в случаях, предусматривающих их применение;
– личное установление недозволенных связей или их поощрение;
– использование запрещенных способов и приемов деятельности;
– употребление алкоголя в служебное время и злоупотребление им в застольях;
– перенесение особенностей служебного общения и отдельных профессиональных способов и приемов деятельности на внеслужебные сферы – властно-командный тон, тотальное использование жаргона (профессионального и уголовного), речевых штампов, ненормативной лексики, неуместное обращение к профессиональному юмору.
3. Профессиональное огрубление личности, которое проявляется:
– в сверхнормированном пребывании на службе без серьезных служебных причин;
– в стойком интересе к служебным делам вне службы (по выходным дням, в отпуске);
– в преимущественном пребывании в профессиональной среде (с постоянным ношением форменной одежды) по сравнению с внеслужебным окружением, социо-профессиональная самоизоляция.
4. Изменения в образе «Я» (представление о самом себе), показателями которых служат:
– стойкая завышенная профессиональная самооценка, вызывающая пренебрежительное отношение к представителям других профессий, снисходительность в оценках коллег по службе;
– болезненная реакция на критику или контроль, проверку своей деятельности;
– фиксированная ориентация на собственный опыт, включающая презумпцию своей непогрешимости.
Можно выделить и три уровня деформации: начальный, средний, глубинный. При этом деформация может происходить по всем или отдельным вышеуказанным показателям.
Значительное влияние на уровень профессиональной деформации оказывает длительность выполнения служебных обязанностей (стаж).
Результаты эмпирических исследований показывают, что у работников со стажем работы в ОВД от 5 до 20 лет начальный уровень деформации выявлен у 37,0% сотрудников милиции, средний уровень показателен для 47,7% сотрудников и глубинный – для 9,3%.
Причинами «порчи» власти являются снижение степени инновационности их деятельности, утомление, ритуализация ее субъектов и отрыв от жизни общества. Это явление можно назвать эрозией власти и свести к двум принципиальным утверждениям:
1) руководящие и управляющие действия постепенно становятся все менее эффективными;
2) чем выше пост и административный уровень, тем сильнее тенденции к «порче» органов власти.
Субъект управления реализует определенный стиль руководства, если он стабилизируется, не меняется годами, то может наступить рутинизация власти, руководства; оно станет костным, догматичным. Новые условия часто требуют новых форм управления, а старые стратеги теряют свою праксеологическую ценность.
Профилактикой эрозии власти может быть смена (полная или частичная) персонала руководителей. Частичная замена лучше, так как новый руководитель часто не имеет достаточного опыта.
В число обязательных задач, которые необходимо решать службе психологического обеспечения в ОВД, входят задачи по выявлению, коррекции и профилактике профессиональной деформации работников ОВД. Для этого практическому психологу необходимо:
1) знание психологических механизмов профессиональной деформации, объективных и субъективных факторов этого процесса;
2) прогнозирование процесса профессиональной деформации с учетом конкретного профиля службы (следственная деятельность и т.п.) и служебного стажа. Известно, что до 5 лет службы появление деформации маловероятно, 6-10 лет – вероятность средняя, 11-15 лет – вероятность высокая или очень высокая, свыше 15 лет – деформация неизбежна или очень высока ее вероятность;
3) выявление деятельностных детерминант профессиональной деформации, связанных с характером служебной деятельности и содержанием задач, которые решаются (наличие властных полномочий, высокая ответственность, регламентированность, экстремальность, противоречивость, конфликтность, противодействия);
4) выявление личностных (индивидуально-психологических) детерминант, которые создают внутренние субъективные условия, первоначально блокирующие или интенсифицирующие внешнее деформирующее влияние.
5) учет микросоциальных детерминант, связанных с ближайшим социальным окружением.
6) исследование профессионально-деформационных проявлений в деятельности и личности работника путем адекватно подобранных методов (наблюдение, беседа, естественный эксперимент, психодиагностические методы, тестирование, анализ процесса и результатов служебной деятельности и т.п.) с соблюдением требований профессиональной этики психолога;
7) лонгитюдный контроль (продленный во времени) процессов профессиональной деформации и т.п. Эти процессы динамичны во времени и имеют развивающе-обратный (регрессивный) характер. Периодичность сбора данных может быть различной (один раз в год, через полгода, четыре месяца) в зависимости от коэффициента деформации (начального, среднего, глубинного);
8) конкретно-практическая сторона профилактики коррекции профессиональной деформации предусматривает комплекс мероприятий в трех взаимосвязанных направлениях: организационно-административном, реабилитационном, психолого-педагогическом.
Многое зависит и от эффективности инструктажа. Проводя его, нужно помнить, что следует категорически избегать формализма, казенщины, «духа караулки», которые нередко создают у сотрудников отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг. Используя разнообразные методы психологического воздействия на людей, следует обращаться именно к положительным эмоциям, чувствам и качествам личности, к положительным примерам. Это тем более важно, что в экстремальной ситуации почти у всех резко возрастает подражательность, эмоциональное заражение.
Формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим, а также неопытные работники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).
Выше уже отмечалось, что при действиях в экстремальных ситуациях слово начальника, командира приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь командира должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздраженным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия. Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приемами восточных единоборств и т.п.).
После выполнения сложного задания надо обязательно дать людям отдых (проведение консультации психолога, посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся, поблагодарить весь коллектив.