Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы на билеты по юридической психологии - СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой

Cмотрите так же...
Ответы на билеты по юридической психологии
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫМ ЛИЦОМ
МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Влияние акцентуаций личности на поведение человека
Моделирование преступной деятельности и личности преступника
ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Психологическая характеристика юридической деятельности
Психологическая структура деятельности юриста
Профессиональная деформация личности юриста
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЦ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ
Акцентуации личности. методы их выявления
Юридически значимые эмоциональные состояния. аффект, фрустрация, дезадаптация, стресс
КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Page 23
Психологические особенности допроса
Роль психологии в диагностике личности
Психологическая природа лжи
Психологические основы очной ставки
Психологическая характеристика предъявления для опознания
Психология сокрытия
Рефлексивное управление как психологическая сущность обыска
Психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску
Предмет, компетенция, методы и организация СПЭ
Способность воспринимать важные для дела обстоятельства
СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности и половой свободе личности
СПЭ эмоциональных состояний
Структура аффектного состояния
Современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение
СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой
Посмертная СПЭ, ее возможности
Комплексные психолого-психиатрические экспертизы
Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества
Психологическая характеристика судебного разбирательства
Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи
Позиции сторон в гражданском процессе
Проблема справедливости судебных решений
Пенитенциарная психология
Психологическая сущность законов криминальной среды
All Pages

СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой

Рост числа ДТП, катастроф на воздушном, морском, железнодорожном транспорте, аварий на производстве вызвали необходимость производства СПЭ по делам о взаимодействии человека с техникой. Сводить психологический фактор лишь к значениям времени реакции неправомерно.

Во-первых, потому, что эти значения вычисляются, исходя из особенностей дорожно-транспортной ситуации.

Во-вторых, показатели времени реакции конкретного водителя могут существенно отличаться от установленного в автотехнической экспертизе диапазона, поскольку зависят от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния в аварийной ситуации. Именно психическое состояние является тем интегративным образованием, которое преломляет и особенности ситуации и индивидуально-психологические свойства человека, влияя на процесс переработки информации, принятия решения и его реализации, определяя его качественные и временные параметры.

Как известно, свыше 80% аварий связаны не с отказом техники, а обусловлены ошибками человека, управляющего ею.

Это связано с тем, что,

во-первых, резко возросли требования к человеку в связи с усложнением технических систем, огромным объемом информации, которую он вынужден воспринимать и перерабатывать перед тем, как принять и реализовать решение, дефицитом времени на принятие адекватного решения.

Во-вторых, значительно возросла интенсивность движения транспорта (особенно автомобильного).

В-третьих, неизмеримо выросла цена ошибки (в том числе и в материальном выражении).

В-четвертых, приходится констатировать, что многие водители имеют очень низкую профессиональную подготовку.

В-пятых, несовершенство системы профотбора приводит к тому, что к управлению сложными техническими системами допускаются люди, не пригодные по своим индивидуально-психологическим особенностям.

Все это приводит к тому, что человек, управляющий техникой, вынужден едва ли не постоянно находиться в состоянии психической напряженности (стресса).

Таким образом, налицо две группы факторов, вызывающих профессиональный стресс – внешние и внутренние и их несоответствие, рассогласование может привести в экстремальных ситуациях к резкому снижению качества выполнения профессиональных функций (вплоть до распада структуры деятельности).

Поводом для назначения СПЭ по факту аварии могут служить

· предположение о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности человека, управлявшего техникой.

· наличие сильных помехогенных раздражителей, воздействовавших на человека в исследуемой ситуации.

· наличие у человека экстремальных психических состояний, а также утомления, соматического неблагополучия.

· предположение либо сведения о том, что у человека отмечалась недостаточная .сформированность профессиональных навыков.

Основным объектом данного вида СПЭ является личность человека в системе «человек – техническое устройство – среда», по вине или при участии которого произошли аварии, поломки техники и т.п. Экспертное обследование проводится в отношении водителей транспорта: автомобилей, железнодорожных составов, летчиков, диспетчеров и операторов энергосистем в случаях, когда у следователя или суда возникают сомнения в психологических возможностях человека, обеспечивающих выполнение ими функций управления техникой.

Личностные характеристики разнятся в зависимости от того, является ли водитель частным лицом или работником государственного (общественного) транспорта. В первой группе заметно выше доля женщин и лиц молодого возраста, у лиц этой группы больший образовательный уровень и ниже – профессионально-водительский.

По степени общественной опасности преступники-шоферы подразделяются на две группы соответственно двум формам неосторожности – самонадеянности и легкомыслия. К первой группе относятся лихачи, пьяницы, злостные нарушители правил дорожной безопасности. Они сознательно пренебрегают требованиями административного и уголовного законодательства, создают аварийную обстановку. Другая группа водителей не идет осознанно на риск аварии, но не утруждает себя должными расчетами на недопущение таковой.

В автотранспортных преступлениях значительна роль внешних ситуационных условий, способствующих наступлению вредных последствий. Можно отметить виктимогенность других лиц на дорогах, плохое обслуживание дорог, недостатки в работе служб ГАИ, отсутствие телефонной связи, что увеличивает смертность, и, наконец, метеорологические факторы.

Дорожно-транспортные преступления следует отличать от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), последние лишь в каждом втором-третьем случае могут оказаться действительно криминальными.

Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия (аварии), связанные с управлением техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация с экспертом-психологом, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

Типичные вопросы, выносимые на разрешение эксперту:

1. С учетом объективных данных о механизме ДТП, а также индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица, имелась ли у него реальная возможность правильно оценить аварийную дорожную ситуацию и адекватно повлиять на ее предотвращение?

2. Не находился ли подэкспертный в момент ДТП в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?