Роль психологии в диагностике личности. приемы, способствующие получению информации
Среди психологических приемов, способствующих осуществлению познания в процессе допроса, можно выделить следующие приемы:
1) СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ В ПАМЯТИ ЗАПЕЧАТЛЕННОГО;
К этой группе относятся приемы, направленные на возбуждение ассоциативных связей, влекущих за собой воспоминание. К таким приемам относится постановка напоминающих вопросов, психологической основой которых является стремление напомнить обстоятельства, способствующие возбуждению ассоциативных связей. Напоминание не должно содержать в себе элементов наводящих вопросов.
Приемом, способствующим актуализации запечатленного, является также предъявление вещественных и оглашение письменных доказательств, способствующих возбуждению ассоциативных связей.
К способам психологического воздействия, которые используются для актуализации показаний, следует отнести также и допрос на месте происшествия, имеющий целью активизацию воспоминаний в связи с повторным восприятием обстановки, в которой наблюдалось событие.
2) НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОКАЗАНИЙ;
Психологические приемы, направленные на установление мотивации показаний, предполагают постановку серии вопросов, позволяющих определить мотивы, какими руководствуется лицо при даче показаний. Мотивы показаний свидетеля, обвиняемого, потерпевшего существенно разнятся. В их числе можно назвать мотивы раскаяния, оговора, лжи, сокрытия определенных обстоятельств, связанных с личностью обвиняемого. Пути их установления определяются, главным образом, сравнением информации, даваемой обвиняемым, с теми данными, которые установлены по делу и находятся в распоряжении следователя, Однако это сопоставление не всегда достаточно эффективно, так как иногда не дает возможности, пользуясь только наличной информацией, придти к выводам, опровергающим показания. Нередко следователю приходится предпринимать ряд действий, направленных на дополнительное собирание данных, связанных с проверкой показаний.
3) ПОМОГАЮЩИЕ ИЗОБЛИЧИТЬ ВИНОВНОГО;
Информация может быть различной по объему и своей доказательственной ценности. Источники ее получения также различны. Среди них можно выделить показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения эксперта, показания других лиц, привлекаемых в качестве обвиняемых по делу. Время и последовательность использования изобличающей информации следует планировать, исходя из ее характера и возможного психологического воздействия. Наиболее употребляемыми формами оперирования изобличающей информацией могут быть оглашение показаний, ознакомление с заключением эксперта, предъявление вещественного доказательства (показ с соответствующими пояснениями), ознакомление с документами, носящими изобличающий характер.
4) СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБНАРУЖЕНИЮ ЛЖИ;
Обнаружение лжи в показаниях обычно происходит при сопоставлении с версией расследования и системой доказательств, собранных по делу. Чрезвычайно редки случаи, когда ложь охватывает все пункты предмета допроса. Обычно ложные сообщения относятся к отдельным фактам и обстоятельствам и, как правило, связаны с позицией допрашиваемого, его отношением к лицам, привлекаемым в качестве обвиняемых, к своему собственному положению в дело, к исходу рассмотрения дела в суде. При порождении ложного высказывания нарушается последовательность высказываний, в pечи допрашиваемого появляются паузы. Это указание имеет немалое значение для диагностики лжи следователем. Немалое значение в процессе установления лжи в показаниях имеет предъявление вещественной информации, особенно в тех случаях, когда она по своему характеру или причинному отношению к событию преступления противоречит даваемым показаниям.
Ложь, связанная с намерением освободиться от ответственности или смягчить участь, имеет свою психологию, предполагающую изложение или умолчание о тех или иных обстоятельствах, что создает определенный психологический настрой у следователя — веру в искренность показаний, в раскаяние, в невозможность совершения преступных действий определенным лицом, в оговор допрашиваемого со стороны свидетелей или обвиняемых. Продуманная позиция лгущего в отдельных случаях достигает цели. Поэтому установление лжи в показаниях и преодоление ее возможных последствий является одной из основных задач следователя в процессе допроса.
5) УСТРАНЯЮЩИЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА.
Этому благоприятствует определенный эмоциональный фон, который должен быть создан следователем как неотъемлемый компонент психологического контакта.
Схемы рефлексивных управлений в конфликтных ситуациях основаны на каком-либо из называемых: им принципов: доминирование над противником, превосходство противника, равенство сторон.
В установлении психологического контакта в конфликтной ситуации, несомненно, значительная роль принадлежит рефлексивному управлению, цель которого — установление контакта, а затем и получение информации от допрашиваемого. Ключом к установлению психологического контакта является определение мотива даваемых показаний. Это позволяет во многих случаях понять психологическую настроенность допрашиваемого и направить ее в необходимое русло.
Оценка показаний, получаемых в процессе допроса, обычно происходит в двух направлениях: с точки зрения их соответствия объективной действительности и в плане доказательственного значения, т. е. их ценности, как доказательств, способствующих: расследованию преступлений. В тех случаях, когда в доказательствах, собранных следователем, есть данные, необходимые для сопоставления с полученной в допросе информацией, следователь избирает первый метод. Когда же данные, полученные в процессе допроса, по своему характеру новы или противоречат доказательствам, собранным по делу, наиболее целесообразно обратиться к методу дополнительного получения информации.
В ходе допроса эти приемы трансформируются в тактические.