Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы на билеты по юридической психологии - Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи

Cмотрите так же...
Ответы на билеты по юридической психологии
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫМ ЛИЦОМ
МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Влияние акцентуаций личности на поведение человека
Моделирование преступной деятельности и личности преступника
ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Психологическая характеристика юридической деятельности
Психологическая структура деятельности юриста
Профессиональная деформация личности юриста
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЦ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ
Акцентуации личности. методы их выявления
Юридически значимые эмоциональные состояния. аффект, фрустрация, дезадаптация, стресс
КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Page 23
Психологические особенности допроса
Роль психологии в диагностике личности
Психологическая природа лжи
Психологические основы очной ставки
Психологическая характеристика предъявления для опознания
Психология сокрытия
Рефлексивное управление как психологическая сущность обыска
Психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску
Предмет, компетенция, методы и организация СПЭ
Способность воспринимать важные для дела обстоятельства
СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности и половой свободе личности
СПЭ эмоциональных состояний
Структура аффектного состояния
Современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение
СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой
Посмертная СПЭ, ее возможности
Комплексные психолого-психиатрические экспертизы
Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества
Психологическая характеристика судебного разбирательства
Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи
Позиции сторон в гражданском процессе
Проблема справедливости судебных решений
Пенитенциарная психология
Психологическая сущность законов криминальной среды
All Pages

Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.

Основная часть доказательственной информации воспринимается судом из устных сообщений (показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др.). Это предполагает развитость у суда анализа речевых текстов – его способность в перегруженных деталями речевых сообщениях выделить существенное, отчленить факты от эмоционально-оценочных отношений к ним. Суд должен быть устойчивым к различным эмоционально-речевым приемам воздействия, патетическим призывам и сентиментальным оценкам. Он должен распознавать ситуативно-личностный камуфляж, самомаскировку и самодемонстрацию проходящих по делу лиц. За произносимыми фразами суд должен усмотреть подлинные намерения и интересы людей, раскрыть их подлинные отношения и нравственные позиции. Сложная деятельность судьи требует не только юридической, но и психодиагностической подготовки, знания общих социально-психологических особенностей поведения людей в условиях социальной группы, закономерностей их познавательной и реконструктивной деятельности.

Деятельность суда осуществляется в сложных, часто психически напряженных условиях. Это требует ориентации в проблеме конфликтного социального взаимодействия, владения приемами релаксации – успокоения эмоционально возбужденного поведения отдельных лиц.

Важнейшее психическое качество судьи – эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц. Для регуляции этих эмоциональных проявлений необходимы выдержка, жизненная умудренность, спокойствие, терпимость, а также требовательность судьи как лица, наделенного властными полномочиями. Существенна и внутригрупповая коммуникативная деятельность судьи, его взаимодействие с коллегами.

Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.

Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения.

Разоблачению лжесвидетельств содействуют получение информации из различных источников, повторные допросы с применением уточняющих, детализирующих, сопоставительных и контрольных вопросов.

Судебное следствие допускает использование приемов правомерного психического воздействия, не ограничивающих свободу волеизъявления, на лиц, умышленно противодействующих достижению истины. Это могут быть и внезапная постановка эмоционально воздействующих вопросов, и предъявление новых неожиданных доказательств, заключений экспертизы, организация перекрестного допроса, очной ставки и т.п. Всем допрашиваемым может быть оказана мнемическая помощь: напоминание об отправных событиях, их последовательности, опора на эмоционально окрашенные обстоятельства, привязка к жизненно важным для данного индивида событиям, побуждение к установлению ассоциативных связей.