Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2
Диагностика одаренности как многоуровневая система
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Методы диагностики способностей
Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности
Понятие специальной одарённости
Психология социальной одаренности
Понятие социальный интеллект в психологии
Психология художественной одаренности
Психология творческой одаренности
Психомоторная одаренность
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Организация и проведение внеклассных мероприятий с одаренными детьми
Ранняя профессионализация одарённых детей
Одаренность и синдром дефицита внимания
Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости
Организация работы психолога с одаренными детьми в учреждениях образования
All Pages

Особенности психосоциального развития

 

Самоактуализация. Так в психологии называют стремление че­ловека реализовать свои личностные возможности. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи счи­тают главным побудительным мотивом творчества (К. Гольд-стейн, К. Роджерс и др.). Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Маслоу. Он считал, что лю­ди изначально, генетически мотивированы для поиска личных це­лей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей»: первый уровень - физиологические потребности (потребности, связанные с поддержанием внутренней среды орга­низма, и потребности не гомеостатической природы - сон, поло­вые и др.); второй уровень - потребности в безопасности, ста­бильности, уверенности, защищенности и др.; третий уровень -потребности в любви и привязанности, общении, желании иметь свое место в группе и др.; четвертый уровень - потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мас­терстве и др.; последний, пятый уровень - потребности в самоак­туализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуализации - это стремле­ние человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к само­актуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает
Перфекционизм - это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требова­ниям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.). Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Внутренняя по­требность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня (К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт и др.).

Социальная автономностьДанное качество, естественно, является основой для огромного количества проблем, с которыми постоянно стал­кивается одаренный ребенок. Причем чем ниже уровень педаго­гической квалификации учителей, чем менее тактичны и внима­тельны родители, тем количество этих проблем больше. Из этого произрастает отмечаемая многими исследователями неприязнь к традиционному обучению (Г. Доман, Л. Холлин-гуорт и др.). Творчески одаренные дети редко бывают отлични­ками или даже просто хорошими учениками. Этот многократно подтвержденный в экспериментальных психолого-педагогиче­ских исследованиях факт уже давно не воспринимается как па­радокс.Одна из главных причин этого кроется в том, что учебные за­нятия в традиционном режиме (программы, формы и методы, ориентация на обученность, а не на обучаемость и т. п.) нередко кажутся одаренным слишком простыми и однообразными, а от­того скучными и неинтересными. «Школа мало использует их возможности, почти не проявляет заботы об их дальнейшем рос­те». Результатом этого часто становится скры­тый или явный конфликт с учителями. Эгоцентризм. Одаренные дети, так же как и их «нормальные» сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере - производное эгоизма, то эгоцен­тризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособ­ностью встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с ограниченностью его опыта (Ж. Пиаже).Несколько иначе объясняет происхождение детского эгоцен­тризма ученица Ж.Пиаже М.Доналдсон: трудность «децентра-ции» связана с особенностями мышления ребенка, и эти особен­ности определяются не его неспособностью преодолеть свой эго­центризм, а недостаточной развитостью его абстрактного мыш­ления. Это и приводит к ограничениям в понимании намерений других людей и содержания предлагаемых заданий (например, за­дачи Ж. Пиаже, И. Инхельдер «с тремя горками»)^ Познавательный эгоцентризм проявляется в познавательной сфере. Одаренные дети практически не способны понять, как то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь ок­ружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем. Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку, так же как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, спо­собность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее - все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нормальным» детям, и преодолевается он легче. Коммуникативный эгоцентризм. «Концепция эгоцентризма» Ж. Пиаже стала результатом анализа его наблюдений за речью дошкольников; в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следу­ет относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в позна­вательной сфере. Эгоцентризм в данном случае - особенность возрастного развития, в основном преодолеваемая со временем

Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководи­теля и организатора групповых игр и дел. Основываясь на подоб­ном наблюдении, многие исследователи выделяют в качестве од­ной из важных, с их точки зрения, черт одаренных детей - склон­ность командовать другими детьми. Основная причина склонности одаренного ребенка к командо­ванию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Он лучше других пред­ставляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового по­ведения участников и, стремясь предупредить их, берет на себя ответственность - роль лидера. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно резуль­тат педагогических недоработок); особенности характера (темпе­рамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности, выражен­ный в увлеченности углубленной, интеллектуальной работой; са­модостаточность.
Соревновательность. Склонность одаренного ребенка к сорев­новательности отмечали многие исследователи (Н. Гольдман, К. Джонстоун, М. Партен, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и пораже­ний, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, худо­жественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспита­ние творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревно­вание ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в сво­их силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К. Тэкэкс).