Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2 - Психология художественной одаренности

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2
Диагностика одаренности как многоуровневая система
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Методы диагностики способностей
Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности
Понятие специальной одарённости
Психология социальной одаренности
Понятие социальный интеллект в психологии
Психология художественной одаренности
Психология творческой одаренности
Психомоторная одаренность
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Организация и проведение внеклассных мероприятий с одаренными детьми
Ранняя профессионализация одарённых детей
Одаренность и синдром дефицита внимания
Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости
Организация работы психолога с одаренными детьми в учреждениях образования
All Pages

 

Психология художественной одаренности

Художественная одаренность имеет два аспекта: общечеловеческий, или родовой, и индивидуальный. Первый из них позволяет каждому человеку с детства приобрести личный, полноценный художественно-творческий опыт и во многом благодаря этому научиться понимать и ценить искусство и обогащать свою душу в общении с ним. Если бы все люди не обладали этим потенциалом, само искусство представляло бы интерес лишь для узкого круга профессионалов.

Родовая способность к художественному творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 5-6 до 8-9 лет. Пользуясь известным психологическим термином, этот период можно назвать сенситивным, особенно восприимчивым и благоприятным именно для художественного развития, а также для того, чтобы художественное развитие начало оказывать свое плодотворное влияние на становление личности в целом.

Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок – художник» звучит наиболее убедительно. Не случайно творчески ориентированные программы преподавания разных художественных дисциплин наиболее успешно и безотказно работают на занятиях с младшими школьниками.

И впечатляющие успехи упомянутого выше свободного воспитания в изобразительном, пластическом и других видах творчества тоже были связаны главным образом с младшим возрастом.

Но возрастная одаренность, даже ярко выраженная – только предпосылка, а не гарантия и даже не признак одаренности индивидуальной. Она не дает еще оснований утверждать, что тот или другой ребенок, вырастая, захочет, сможет, а тем более – «должен» стать в будущем профессиональным поэтом или живописцем.

Волна возрастной одаренности в течение нескольких лет несет на своем гребне маленьких художников. Но она уйдет, и большинство взрослеющих детей найдет другие, предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. А приобретенный опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и, вероятно, поможет творчески проявить себя в какой-то другой сфере человеческой культуры.

Но для части детей приоритетным, а то и единственно возможным путем творческой самореализации окажется именно искусство. Потому что наряду с общечеловеческой, или родовой художественной одаренностью, развитие которой представляет безусловную ценность и одну из важнейших задач педагога искусства, существует и особая, индивидуальная художественная одаренность, присущая, как, впрочем, и любой другой вид индивидуальной одаренности, немногим людям.

Часто она носит до поры до времени потенциальный характер, бывает трудноразличима, а иногда, парадоксальным образом, выглядит невыигрышно на общевозрастном фоне, о чем мы поговорим позже. Но главная особенность ее лежит в мотивационной сфере; она ищет и требует самореализации именно в художественном творчестве, побуждает человека «переводить всерьез жизнь свою в слово» (М.М.Пришвин) или в образы других видов искусства.

Независимо от того, работаем мы в системе общего или специального образования, имеем дело с «обыкновенными» детьми или с теми, кого считают особо одаренными, мы должны держать в поле внимания оба эти аспекта.

На практике между ними не всегда возможно провести четкую границу, а на ранних этапах художественного развития нет и практической необходимости их различать. Те же самые психологические качества, которые характеризуют художественную одаренность в ее родовом, общечеловеческом аспекте, составляют необходимую предпосылку возможного проявления особой, индивидуальной одаренности немногих людей.

Те же самые методы, которые благоприятны для художественного развития всех детей, позволят особо одаренному ребенку быстрее найти и проявить себя. Поэтому, повторяем, нет никакой надобности, в особенности на первых этапах обучения, пользуясь к тому же весьма шаткими и прогностически ненадежными критериями, выделять предполагаемых одаренных из всех других детей. Следует, обращаясь к общечеловеческому художественно-творческому потенциалу ребенка, в максимальной степени способствовать развитию родовой способности Человека к художественному творчеству, приобщать его к решению полноценных художественных задач. Именно в условиях, благоприятствующих творческому развитию всех, быстрее «найдет себя» каждый особо одаренный ребенок, и «креативный потенциал нации», о котором пекутся апологеты селекционного подхода, будет в максимальной степени сохранен.