Диагностика одаренности как многоуровневая система.
Принято считать, что диагностика детской одаренности - проблема психологическая. В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом (психометрическом). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике. Условно эти уровни можно обозначить как «теоретический» и «методический».
Первый уровень (теоретический) предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень (методический) предполагает разработку в соответствии с принятой концепцией самих диагностических процедур - методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.
У данной проблемы есть и другой, не менее важный, с точки зрения образовательной практики, аспект. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик, которые критикуют за недостаточную надежность и валидность.
Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают: результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне. Назовем его условно «организационно-педагогическим».
Методики диагностики одаренности для психологов.
Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно интенсивно. В последнее время эти материалы активно публикуются в отечественной печати. Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у российских психологов пользуются: «прогрессивные матрицы Дж. Равена», «тест Д. Векслера», невербальный и вербальный варианты теста П.Торренса, многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. Их использование требует большой подготовки и временных затрат, что делает их малопригодными для практических целей.
Выгодно отличается в этом смысле методика Дж. Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам (валидность, надежность, дискрими-нантность и др.), и не требуют больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.
Примеры методик
1)Концептуальной основой теста П.Торренса (дивергентное мышление) послужила теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в рамках которой было провозглашено существование творческих способностей наряду с интеллектуальными и описано их психологическое содержание.
Тест Е. Торренса состоит из вербальной (7 субтестов) и образной (3 субтеста) батарей. Таким образом, интегральная оценка креативности получается в результате измерения целого комплекса составляющих ее характеристик, что существенно повышает достоверность получаемых результатов по сравнению с другими тестами на креативность.
Тест Е. Торренса позволяет оценить уровень развития: 1) вербального творческого мышления, 2) образного творческого мышления, 3) частных творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности, способности видеть суть проблемы, способности сопротивляться привычным решениям).
В полный комплект поставки входят Методическое руководство, бланки ответов и фиксации результатов, Цветное приложение (иллюстрация первичной обработки образных субтестов) и комплект стимульного материала (стимульная игрушка - слон, цветные самоклеящиеся фигуры и др.). В Методическом руководстве подробно описаны психодиагностическая процедура и алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет, а также протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
2)Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)
Методика разработана Л. Пенроузом и Дж. Равеном для измерения уровня интеллектуального развития.
В настоящий момент существуют следующие варианты методики: "Стандартные Прогрессивные Матрицы", разработанные в 1938 году, "Цветные Прогрессивные Матрицы" (1947 г.) и "Продвинутые Прогрессивные Матрицы" (1941 г.).
К плюсу методики можно отнести сочетание со Словарными Шкалами, тест позволяет быстро получить информацию, обычно доступную только при использовании громоздких многофакторных тестов интеллекта.
Первой формой теста Прогрессивных Матриц были так называемые Стандартные серии. Они разрабатывались с целью охватить весь диапазон развития данной способности - от маленьких детей и испытуемых с интеллектуальной недостаточностью до взрослых и пожилых людей.
Шкала Стандартных Прогрессивных Матриц включает 60 графических рисунков и разделена на пять серий по двенадцать задач в каждой. Нарастание сложности происходит как внутри, так и между сериями.
Описанные серии впоследствии были расширены с целью обеспечить возможность более тщательного анализа способностей, относящихся к нижнему или верхнему границам диапазона. Были созданы Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) и Продвинутые Прогрессивные Матрицы (ППМ).
Первые охватывают оценки нижнего квартиля полного диапазона способности, а вторые - верхнего. Все вместе эти тесты позволяют решить большую часть возникающих проблем.