Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2 - Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2
Диагностика одаренности как многоуровневая система
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Методы диагностики способностей
Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности
Понятие специальной одарённости
Психология социальной одаренности
Понятие социальный интеллект в психологии
Психология художественной одаренности
Психология творческой одаренности
Психомоторная одаренность
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Организация и проведение внеклассных мероприятий с одаренными детьми
Ранняя профессионализация одарённых детей
Одаренность и синдром дефицита внимания
Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости
Организация работы психолога с одаренными детьми в учреждениях образования
All Pages

 

Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности.

Экспресс-диагностика

Один из самых распространенных вариантов организационно-педагогического подхода - разовые обследования, или экспресс-диагностика. Как мы уже отмечали, со времен А. Бине в течение многих десятилетий «высокий интеллект», определяемый с по­мощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль «рабо­чего» определения одаренности. При этом подчеркнуто авто­номная от педагогического процесса практика психодиагности­ческого обследования стремилась к наиболее экономичному ва­рианту экспресс-обследований. Таким образом и решалась про­блема селекции детей по уровню «одаренности»: на теоретиче­ском, психометрическом и организационно-педагогическом уровнях.

Естественно, что практика нуждалась в относительно простом и экономичном инструменте измерения и отбора. И на первом этапе, таким образом, было «сэкономлено» на «постоянно ме­шающей» практикам теории и на сложной многоуровневой, дол­говременной системе обследования.

Долговременные организационно-педагогические модели

«Принцип турникета». Авторы этого организационно-педаго­гического подхода - известные американские специалисты в об­ласти обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к тому, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным, предпола­гающим длительное наблюдение за ребенком.

Подчеркнем, что эта модель не предполагает жесткой селек­ции детей, она создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года в зависимости от его достижений.

Авторы используют как традиционные методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров дея­тельности учащегося, - способностях, интересах и стилях обуче­ния. Они особо подчеркивают, что собирается информация, ак­центирующая внимание прежде всего на достоинствах ученика, а не на его недостатках. На ее основании и создается «досье» под названием «портфель данных об ученике».

Эта информация используется при принятии решения о воз­можностях развития способностей на обычных школьных заняти­ях, в группах обогащения и при работе по специальным дополни­тельным программам.

«RAPYHT». Один из вариантов комплексной оценки представ­ляет собой также широко известный проект «RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.). Первичная оценка общей и специальной одарен­ности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к спе­циальным занятиям в небольших группах в соответствии с характе­ром их одаренности. Если они обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень по меньшей мере в одном или в двух видах дея­тельности, то включаются в дополнительную программу. И только детей с серьезными физическими и сенсорными недостатками тес­тируют дополнительно и по стандартизированным тестам