География туризма как социально-экономическая наука
География туризма ориентируется на изучение географической специфики туристской деятельности, т.е. ее пространственных аспектов и размещения туристских объектов.
География туризма — представляет собой науку, которая изучает пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма — зон, районов, центров.
В задачи географии туризма входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков.
Главные задачи географии туризма состоят в следующем:
• выявление закономерностей образования туристских центров и зон;
• определение их региональной и международной специализации;
• выявление основных факторов их развития;
• описание их географического положения и механизма функционирования в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных районов и стран;
• разработка туристского районирования (исследование условий и факторов, закономерностей и принципов районообразо- вания);
• обоснование таксономической структуры туристских образований;
• характеристика туристских ресурсов отдельных регионов и стран;
• анализ национальных и региональных особенностей развития туризма.
Географическая наука занимается изучением пространства. Существует много отраслевых географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и т.д. География туризма — одна из рода географических наук.
География туризма относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующие разделы географии:
• демографию — знания об эволюции демографического и экономико-социального статуса населения;
• экономическую географию — знания об экономических ресурсах в различных регионах мира;
• страноведение — знания о хозяйстве континентов и регионов Земли;
• физическую географию — знания о естественных ресурсах, выступающих фундаментом для развития туризма — климатического, оздоровительного и др.;
• историческую географию — знания о культуре, истории, являющиеся важным фактором развития культурно-познавательного туризма;
• рекреационную географию — знания о природных ресурсах, которые можно использовать для отдыха населения.
География туризма тесно связана с географическими, социально-экономическими и общественными науками — политологией, социологией, природопользованием, экономикой, экологией, туристикой, психологией, медициной.
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования.
Известный советский географ В.С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим познание сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее «материнской» науки – социально-экономической (общественной) географии. Однако этот вопрос на протяжении более чем 200 лет, с тех пор как термин «экономическая география» был введен М.В. Ломоносовым, остается одним из сложнейших и дискуссионных.
По мнению Э.Б. Алаева, разделяемому большинством отечественных экономико-географов, предельным объектом познания социально-экономической (общественной) географии выступает ойкумена – заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизнедеятельности общества. Понятие «ойкумена» охватывает не только общество, но и окружающую его среду, причем и общество и окружающая среда характеризуются географическими пространственно-временными параметрами, целостностью, полиструктурностью.
Ойкумена включает в себя все сферы жизнедеятельности общества и его окружения – политическую, производственную (экономическую), социальную, духовную, бытовую и др. Эти сферы существуют относительно самостоятельно, но функционируют во взаимосвязи друг с другом, в гармоничной целостности.
Каждая из сфер и ойкумена в целом имеют сложную, иерархически структурированную пространственную (территориальную) организацию.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.
Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени, но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время.
Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.
Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.