Туристские территории мира, их иерархия и типология.
Туристское районирование - процесс членения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков.
ВТО выделяет 6 крупных туристских регионов мира: Европа, Америка, Юго-Восточная Азия и Океания, Африка, Ближний и Средний Восток, Южная Азия.
Туристское районирование зарубежного мира опирается на следующий системно-структурный подход - за самую крупную территориальную единицу берется регион, то есть следующие географические зоны развития: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Юго-Западная Азия (Ближний Восток), Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия, Африка, Австралия и Океания.
Следующей единицей туристского районирования является страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, так как рассматривается вопрос международного туризма, то есть обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет проводится в международном туризме именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме.
Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т. е. большая часть территории интенсивно посещается туристами.
Существует определенная иерархия туристских районов:
· глобальные туристские регионы (ВТО выделяет шесть крупнейших регионов мира: Европа, Америка, Юго-Восточная Азия и Океания, Африка, Ближний и Средний Восток, Южная Азия);
· страна
· туристский макрорайон (на территории России выделяют следующие регионы: Центр РФ, Юг РФ, Северо-запад РФ, Азиатская Россия;
· туристский мезорайон (Уральский, Прибайкальский и др.);
· туристский микрорайон (Чарышский, Прителецкий и др.);
· туристская местность (озеро Ая и окрестности);
· туристский объект (гора Белуха).
Выделяют также туристско-рекреационные зоны, но в российском законодательстве данный термин имеет скорее экономическое, чем географическое значение, поскольку ТРЗ относятся к особым экономическим зонам
В современной географии развивается и концепция формирования туристско-рекреационных систем. Как отмечает Е.Ю. Колбовский, собственно проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить композиционные типы:
· АРЕАЛЫ — регионы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов;
· ЯДРА — функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон;
· ОСИ — ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас;
· ЛОКУСЫ — точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями.
В разных районах земного шара, в разных странах формируются потенциально-туристские районы с разной степенью аттрактивное. При этом аттрактивность может быть обусловлена разными факторами: природными, культурно-историческими, социально-экономическими, этно-конфессиональными. Чаще всего аттрактивность обусловливается всем комплексом факторов, и такие комплексно-аттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристского бизнеса.
Туристский район (ТР) — это территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма.
Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
• Время возникновения, исторические особенности формирования
• Природные, историко-культурные, социально-экономические и населенческие предпосылки формирования
• Уровень развития туристской инфраструктуры
• Туристская специализация
На основании этих признаков и может быть построена классификация туристских районов. Она может быть очень детальной, но общая схема представляется достаточно экономной.
По времени возникновения туристские районы могут быть классифицированы следующим образом:
1) районы давнего туристского освоения (до XIX в.);
2) районы нового туристского освоения (XIX — начало XX в.);
3) районы новейшего туристского освоения (вторая половина XX в.);
4) районы туристского освоения последних лет.
По предпосылкам формирования (видам аттрактивности) могут быть выявлены следующие типы районов:
1) природно-аттрактивные;
2) этнографически-аттрактивные;
3) историко-культурно-аттрактивные;
4) экономически-аттрактивные;
5) комплексно-аттрактивные.
Среди природно-аттрактивных районов особо должны быть выделены природно-оздоровительные (курортные, лечебные).
По уровню развития туристской инфраструктуры могут быть отмечены районы с:
A) высокоразвитой инфраструктурой;
Б) среднеразвитой инфраструктурой;
B) низкоразвитой инфраструктурой.
Наконец, исходя из предложенной выше функциональной типологии туризма, можно выявить типы районов по их туристской специализации:
A) районы познавательного или экскурсионного туризма;
Б) районы рекреационного или оздоровительного туризма;
B) районы научного туризма;
Г) районы фестивального туризма (с его подразделениями);
Д) районы религиозного туризма;
Е) районы ностальгического туризма;
Ж) районы делового туризма;
З) районы сельского туризма.
Эта классификация нуждается в нескольких примечаниях:
1. Имеется много смешанных типов туристской специализации (познавательно-рекреационный, познавательно-фестивальный и т.д.).
2. В отличие от других туристских районов, районы научного и фестивального туризма обычно не являются постоянными. Нахождение в них туристов носит скорее эпизодический характер.
3. Районы ностальгического туризма связаны с определенной политической конъюнктурой и поэтому нередко представляют собой временное явление.
4. В большой мере конъюнктурны районы делового туризма, особенно осваиваемые торговцами-«челноками» в ходе шоп-туров.
Существует тесная связь туристских районов разного ранга с туристско-рекреационными комплексами (ТРК).
Туристско-рекреационный комплекс — сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.).