Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
Менеджмент – процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения эффективности организации.
Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность: принципов, методов, форм, приемов и средств управления производством и производственным персоналом, с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.
Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.
Сущность менеджмента – воздействие менеджера на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей, и принятие на себя ответственности за результативность воздействия
Функции менеджмента – специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью.
1. Планирование.
2. Организация – упорядочение совместной деятельности д\достижения общих целей.
3. Целеполагание - формулирование цели.
4. Стратегополагание – выработка долгосрочной политики.
5. Регулирование – поддержание функционирование системы.
6. Координация – согласование и упорядочения совместной деятельности людей.
7. Мотивация – побуждение себя и других к деятельности, путем формирования мотивов д\достижения личных целей и целей организации.
8. Стимулирование – активизация деятельности работников путем использования стимулов и рычагов.
9. Контроль – формирование инфо о состоянии и функционировании, инфо диагностика, выявление проблем и причин их возникновения
Под принципами менеджмента понимают руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется мен-т в исторически сложившихся социально-экономических условиях.
Целью менеджмента является обеспечение прибыльности туристской фирмы посредством рациональной организации производственного процесса
Задачей менеджмента является организация производства туристского продукта и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся ресурсов фирмы и при обеспечении достаточной рентабельности предприятия.
Содержание менеджмента:
1. Как наука и практика управления (19-20 в) Фредерик Тейлор, Анри Файоль
2. Как организация управления предприятием (набор инструментов, которые позволяют компании эффективно развиваться и добиваться цели)
3. Как процесс принятия управленческих решений. (баланс, равновесие, выбор альтернативы)
Особенности туризма как объекта управления:
· Большая глубина проникновения (существует везде) и сложность взаимосвязей между его составными элементами.
· Сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры
· Специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования
· Неоднородность туристского спроса из-за:
o неосязаемость и несохраняемость туристского продукта
o Разнообразие потребителей туристских услуг
o Высокая значимость общественных факторов
· Комплексность туристских услуг
· Сезонность туруслуг
· Непервичность туруслуг (не являются первой необходимостью)
· Огромное значение маркетинга, поскольку никак иначе представить туруслугу нельзя
· Уникальность туруслуги (даже два тура по одному маршруту будут разными)