Содержание современной туристской политики в России.
Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.
Основные направления туристской политики России:
· защита прав путешествующих;
· защита интересов производителей отечественного турпродукта;
· всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;
· научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке;
· налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма (туристская политика Российской Федерации) является составной частью социально-экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность принципов, целей и задач, методов, приоритетов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии в Российской Федерации, а также сама деятельность государства в области туризма и туристской индустрии.
Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания в Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.
Туристская политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Государственное регулирование туризма осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посредством:
• - установления порядка создания и деятельности органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в Российской Федерации;
• - установления общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии и осуществление контроля и надзора за ее осуществлением;
• - установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов туристской индустрии;
• - лицензирования туроператорской и турагентской деятельности;
• - технического регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в области туризма для граждан, общества и государства;
• - разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ, концепций и проектов в области туризма;
• - налогового регулирования;
• - таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических формальностей (туристские формальности);
• - государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности субъектов туристской индустрии;
• - государственного протекционизма;
• - информационного обеспечения туризма;
• - статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии; - установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма;
• - защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и туристской индустрии;
• - иных мер экономического и административного характера, в том числе, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются, стратегии, концепции развития туризма, а также программы (целевые, адресные инвестиционные и др.) (далее - федеральные программы развития туризма) и региональные программы развития туризма (далее - региональные программы развития туризма).
Программы развития туризма могут носить краткосрочный (до 3 лет), среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный характер (10-15 лет).
В 2011 году была утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в российской федерации (2011 - 2018 годы)». Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
· создание в различных субъектах РФ сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
· удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом);
· повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 41 процент и работающих в туристских фирмах на 51 процент по сравнению с базовым уровнем 2010 года);
· увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом);
· рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 6,4 раза по сравнению с 2010 годом).
Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.
Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:
· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.
· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.
Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.
7 зон:
· Республика Алтай, «Алтайская долина»
· Республика Бурятия, «Байкальская гавань»
· Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»
· Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»
· Иркутская область, «Ворота Байкала»
· Приморский край, «Остров Русский»
· Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея