Измерение сил: механические динамометры.
Механические динамометры находят самое широкое применение при измерении крутящего момента двигателя. Выполняют их в виде рычажных систем с маятниковыми, реже с пружинными весами. Ранее для этих целей в основном служили многорычажныс весы десятичного типа. И теперь они находят еще применение при испытании мощных тихоходных стационарных двигателей.
Поскольку такие весы не реверсивны, то в промежуточном звене динамометра предусматривают специальное реверсное устройство, работающее следующим образом. Когда сила Р, приложенная к рычагу тормоза, направлена вверх, то, действуя на тягу 8, через рычаг 7 она передается на тягу 6, перемещая ее вниз, а через рычаг 5 и тягу 4 нагружает коромысло 2 весов. При направлении вниз сила Р, минуя реверсное устройство, непосредственно действует на тягу 6 в том же направлении, нагружая, следовательно, коромысло весов независимо от направления вращения ротора тормоза. Груз обеспечивает уравновешивание коромысла весов при положении гири на нулевом делении ее шкалы, а уравновешивание силы и определения ее значения достигают путем перемещения гири по коромыслу.
Маятниковые динамометры отличаются компактностью, наглядностью, простотой в эксплуатации и позволяют автоматически, не перемещая гирю-груз, уравновешивать действующую силу Р. Маятниковые весы не искажают показаний под влиянием остаточных деформаций, как, например, пружинные, и, будучи реверсивными позволяют измерять нагрузку при любом направлении вращения ротора тормоза. Обладая свойствами поглощать незначительные колебания, маятник не затрудняет отсчета при случайных колебаниях нагрузки, что присуще рычажным весам. Но так же, как и для других аналогичных приборов, для них важно уменьшение трения в сочленениях и уравновешивание собственного веса тяг маятника.
Принцип действия маятникового весового устройства следующий. На рычаге длиной l подвешен груз Q, который вместе с сектором радиуса г может поворачиваться около оси О. К сектору, выполненному в форме квадранта, т. е. сектора с углом 90°, посредством ленточной тяги прикладывается измеряемая сила Р. Очевидно система придет в равновесие, когда момент от силы Р будет равен моменты от силы Q относительно точки О.