Методы определения шума и вибраций ДВС.
Звук – колебательные явления в определенном интервале частот, воспринимаемых органами слуха.
Шум – это совокупность апериодических звуковых явлений разной интенсивности и частоты. Также можно сказать, что шум – это любое неблагоприятное звуковое явление. Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.
Вибрации – процесс распространения механических колебаний в твердом теле. Для вибраций характерна низкая частота (до 100 Гц) и большая амплитуда (0,003 - 0,5мм). Вибрации принято характеризовать величинами колебательного перемещения, скоростью и ускорением.
Спектры шумов исследуют с помощью так называемых объективных шумомеров, состоящих из датчика (микрофона или акселерометра), воспринимающего звуковое давление или вибрацию, измерительного звена, выполняемого в виде лампового усилителя и называемого обычно шумомером, или виброметром, и выходного звена — указателя, проградуированного в дБ.
Вибродатчики (вибропреобразователи) в зависимости от назначения позволяют измерять как относительные, так и абсолютные параметры колебательных процессов (перемещения, скорости, ускорения). Для определения, например, виброизоляции применяют датчики относительных перемещений, а энергию колебаний источника оценивают датчиками скорости или ускорения. В настоящее время исключительное распространение получили датчики ускорения, а другие параметры вибрации определяют с помощью специальных интеграторов, позволяющих преобразовывать ускорения в нужные выходные параметры. Обычно используют емкостные, индуктивные, тензорезисторные и пьезоэлектрические датчики. Последние наиболее распространены, поскольку они обладают высокой чувствительностью и широким диапазоном измеряемых частот.
Кроме указанных шумомеров и виброметров, для исследования шума и вибраций применяют многоканальные усилители-анализаторы, позволяющие одновременно получать необходимые характеристики исследуемых процессов в различных точках испытуемого объекта. Это особенно важно при оценке звукоизоляции, определении направлений распространения шума и вибраций при исследовании случайных процессов и особенно неустановившихся режимов работы двигателей. Анализаторы шума подразделяют на фильтровые и гетеродинные.
Сопоставление результатов испытаний
Материалы, получаемые при испытании одного и тем более разных двигателей и в разное время, можно сопоставлять лишь после соответствующей обработки и приведения их к единым или так называемым стандартным условиям. На некоторых режимах работы степень сопоставимости испытаний вообще предопределяется выбором параметров, по которым устанавливают нужный режим и контролируют соблюдение его в процессе испытаний.
Без выполнения названных условий бывает трудно, а чаще всего невозможно сравнивать между собой результаты отдельных одноименных испытаний. Причины этого заключаются, во-первых, в том, что показатели двигателей, кроме всего, зависят от параметров окружающей среды, т.е. от давления, температуры и влажности атмосферного воздуха, которые могут иногда изменяться от замера к замеру; во-вторых, при работе на частичных нагрузках возникают трудности с воспроизведением нужных режимов испытаний.
Давление атмосферного воздуха и индикаторная мощность, развиваемая двигателями без наддува, как известно, связаны между собой почти прямолинейной зависимостью, если температура и влажность воздуха неизменны. В таких случаях можно с достаточной для практики точностью считать, что значения индикаторной мощности Ni и N'i и абсолютного атмосферного давления Bt и B't находятся в соотношении Ni/N'i=Bt/B't.
Влажность атмосферного воздуха пропорционально снижает плотность сухого воздуха и, следовательно, весовую долю его во влажном воздухе при данных температуре и абсолютном барометрическом давлении. Поэтому с увеличением влажности атмосферного воздуха индикаторная мощность двигателя уменьшается прямо пропорционально весовой доле сухого воздуха во влажном.
Влияние температуры воздуха на величину индикаторной мощности двигателя легко можно выявить, если исходить из хорошо известного положения, что . Иными словами, при условиях сохранения одинаковыми величин ηi, α и n, индикаторная мощность изменяется прямо пропорционально изменению количества воздуха GB, поступающего в цилиндры двигателя в единицу времени.
Приведение эффективной мощности к стандартным атмосферным условиям не отличается от рассмотренной, когда Ne изменяется примерно пропорционально величине Ni.
Приведение часового расхода топлива к стандартным атмосферным условиям для дизелей делают следующим образом. При изменении температуры воздуха на каждые 10 °С в диапазоне 10-60 °С и неизменном положении рейки насоса часовой расход топлива GT изменяют на 1,5%. Для случаев, когда t>20 °С, замеренный расход топлива увеличивают на указанную поправку и соответственно снижают, если t<20 °С.