Классификация тракторов
Трактор – колесная или гусеничная самоходная машина, которая в агрегате с прицепами, навесными, полунавесными машинами выполняет с/х, дорожно-строительные, землеройные и др. работы.
Класснификация:
1) По области применения: с/х, промышленные, лесопромышленные, лесохозяйственные
a) с/х по назначению и специализации разделяют на:
· с/х общего назначения – для работ в растениеводстве и кормопроизводстве (не обрабатывает пропашные культуры (не работают в междурядье))
· универсально-пропашной – для работ, производимых тракторами общего назначения, и работ по возделыванию и уборке пропашных культур (возможна регулировка колеи).
b) ГСКБ (главное специализированое конструкторское бюро): универсальный, пропашной, хлопководческий (с/х, по возделыванию и уборке…), рисоводческий (возделыванию), горный трактор (в горных условиях), виноградниковый трактор, садоводческий, тепличный (без кабины), свекловодческий (узкие гусеницы), табаководческий, хмелеводческий, низкоклиренсный трактор.
2) По типу движителя:
· колесный,
· гусеничный,
· полугусеничный – трактор передвигающийся при помощи колесного и гусеничного движителей одновременно,
· Колесногусеничный – трактор, имеющий колесный и гусеничный движители и перемещающийся при помощи только колесного или только гусеничного движителей.
Общее устройство и компоновка трактора.
Трактор состоит из деталей, сборочных единиц, агрегатов, приборов, систем, механизмов и составных частей.
Деталь – это изделие, изготовл. из однородного материала без применения сборочных операций (сварки, склеивания и т. д.)
Сборочная единица – это изделие, детали которого соеденины с помощью сборочных операций.
Агрегат – укрупненная, взаимозаменяемая сборочная единица, выполняющая определенную функцию.
Прибор – уст-во для контроля измерения и регулирования.
Система – единство составных частей, выполняющих совместно определенные функции.
Механизм – совокупность деталей, совершающих определенное механическое движение (КШМ, ГРМ…)
Составная часть – часть машины, выполняющая определенные функции (двигатель…)
Практически любой трактор состоит из следующих составных частей: двигатель (силовая установка), трансмиссия, ходовая часть, рабочее и вспомогательное оборудование.
Двигатель – преобразует тепловую энергию, выделяемую при сгорании топлива, в механическую.
Трансмиссия – передает и преобразует крутящий момент, подводимый от вала двигателя (коленвала) к колесам. Бывает: ступенчатая (кр. Момент изменяется ступенчато (т.е. есть несколько ступеней изменения момента)); бесступенчатый – момент изменяется непрерывно в определенных пределах.
В ступ. входят: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал (у колесных) или механизмы поворота (у гусеничных), конечная передача.
Ходовая часть – передает на опорную поверхность нагрузку от массы трактора и преобразует вращ. движение колес в поступательное движение трактора. Включает: колесный или гусеничный движитель с подвеской, остов трактора.
Системы управления служат для изменения направления движения трактора, а также остановки и удержания его в неподвижном состоянии.
К ним относят: рулевое управление (у колесных) или механизмы поворота (у гусеничных), тормозное управление (тормозные системы)
Рабочее оборудование – для соединения трактора с орудиями и рабочими машинами, управления ими, а также для привода рабочих органов от двигателя тр. Включает: гидронавесную систему, прицепное устройство, ВОМ, приводной шкив.
Вспомогательное оборудование включает: кабину, капот, оперения (крылья и т. д.).
Компоновка трактора – это относительное размещение основных агрегатов и оборудования, позволяющее выполнять заданные функции.
Компоновка характеризуется: базой трактора, колеей, клиренсом, расположением кабины и органов управления, координатами центра масс.
База колесного трактора – расстояние между центрами передних и задних колес. База гусеничного трактора – расстояние между центрами ведущих и направляющих колес.
Колея – расстояние между осевыми линиями шин. При сдвоенных колесах – между осевыми линиями сдвоенных колес.
Колея гус. – расстояние между серединами зубьев ведущ. колес.
Дорожный просвет (Клиренс) – расстояние до центральной части машины, занимающей 25% колеи по обе стороны от продольной осевой линии машины.
Универсально-пропашные трактора имеют моноблочную компоновку (т. е. остов образуют корпуса агрегатов трансмиссии жесткосоединенных между собой). Гусеничные тракторы и некоторые колесные имеют рамную компоновку.