Классификация ДВС
ДВС – совокупность механизмов, узлов и систем, преобразующ. тепловую энергию топлива в механическую работу.
Классификация тепловых двигателей производиться на основе классификационных признаков. Они отображают назначение, особенности конструкции рабочего цикла и особенности эксплуатации различных типов дв., физическая сущность их работы и другие характерные свойства.
1) По виду применяемого топлива:
· дв., работающие на жидких топливах (бензин, керосин, дизельное топливо), были на сырой нефти, спирте.
· дв., работающие на газообразных топливах.
2) По способу осуществления рабочего цикла:
· 2хтактные – полный раб. цикл в одном цилиндре осуществл. за 2 такта (хода поршня), т.е. за 1 оборот коленвала,
· 4хтактные – полный раб. цикл в одном цилиндре осуществл. за 4 такта (хода поршня), т.е. за 2 оборота коленвала,
3) По способу смесеобразования:
· с внешним смесеобразованием (карбюр. и газовые дв.),
· с внутренним смесеобразованием (диз и с непоср. впрыском)
4) По способу воспламенения рабочей смеси:
· с принудительным зажиганием смеси (карбюраторные, двигатели с непосредственным впрыском легких топлив);
· с воспламенением от сжатия (дизели).
5) По числу и расположению цилиндров:
· одно-, двух-, трех- и т.д. цилиндровые;
· однорядные, двухрядные
6) По способу охлаждения цилиндров:
· с жидкостным охлаждением;
· с воздушным охлаждением.
Основные понятия и определение ДВС
(нарисовать рисунок цилиндр-поршень, ход, точки, обьемы)
Мертвыми точками назыв. такие положения КШМ, при которых совпадают по направлению оси кривошипа и шатуна. В мертвых точках поршень меняет направление своего движения. Скорость поршня в МТ равна нулю. Положение поршня, при котором он максимально удален от оси коленвала – ВМТ. Положение поршня, при котором он минимально удален от оси коленвала – НМТ.
Расстояние вдоль оси цилиндра между ВМТ и НМТ называется ходом поршня (S): S=2R. Расстояние от оси коренной шейки коленвала до оси шатунной шейки – диаметром кривошипа.Объём, освобождаемый поршнем при движении его от ВМТ до НМТ называется рабочим объёмом цилиндра (Vn): . Сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах называется литражом двигателя.Объем над поршнем при его положении в ВМТ называется объемом камеры сжатия (сгорания). Объем образовавшийся над поршнем при его положении в НМТ называется полным объемом цилиндра: Va=Vc+Vn
Отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сжатия – степень сжатия: ε=Va/Vc. Степень сжатия показывает во сколько раз уменьшается объём рабочей смеси или воздуха при перемещении поршня от НМТ к ВМТ. Смесь топлива с воздухом поступающая в цилиндр при внешнем смесеобразовании – горючая смесь. Воздух или горючая смесь поступающая в цилиндр за 1 рабочий цикл – свежий заряд. Продукты сгорания, оставшиеся в цилиндре – остаточными (отработанными) газами. Смесь свежего заряда с остаточными газами – рабочая смесь. Зажигание рабочей смеси в карбюр. дв. производиться эл. искрой, возникшей между электродами свечи зажигания. В дизельных дв. рабочая смесь самовоспламеняется от температуры нагретого в цилиндре воздуха благодаря высокой степени сжатия.