Подкачивающие насосы
На тракторных двигателях применяют поршневые и шестерёнчатые подкачивающие насосы. На ММЗ – поршневые подкачивающие насосы. Поршневой: корпус; роликовый толкатель со штоком и пружиной; поршень с пружиной; всасывающего и нагнетательного клапанов. Шток не связан с поршнем, а только упирается в него. Насос приводиться в действие от эксцентрика или одного из кулачков вала ТНВД и смонтирован на корпусе ТНВД.
Работа: При набегании эксцентрика на толкатель, последний перемещает поршень через шток, сжимая при этом пружину над поршнем. В полости над поршнем давление повысится, а в полости над поршнем создается разряжение. При этом впускной клапан закрывается, а нагнетательный открывается и топливо по каналам в корпусе перейдет в полость под поршнем. При отлагании эксцентрика с толкателя поршень под действием пружины перемещается вниз (к эксцентрику). Над поршнем создается разряжение, под действием которого впускной клапан открывается, а нагнетательный закрывается; через впускной клапан по каналам в корпусе в надпоршневое пространство поступает топливо. А из полости под поршнем топливо нагнетается в ФТО. Таким образом нагнетание топлива происходит при движении поршня под действием пружины, а всасывание при движении поршня под действием эксцентрика.
Если противодавление фильтра (на выходе насоса) больше чем развивает пружина, поршень сожмет её и шток будет перемещаться не воздействуя на поршень. Чтобы просочившееся через зазор между штоками и её направл. топливо не попало в картер насоса имеется отводящий канал. На подкачивающем насосе установлен поршневой насос ручной подкачки для удаления воздуха из СП. Состоит из цилиндра, поршня со штоком, запорного шарика и рукоятки, наворачиваемой на цилиндр. Подкачивающий насос используют только при остановленном двигателе.
Общее устройство ДВС
ДВС включает в себя следующие механизмы и системы:
· КШМ – служит для восприятия давления газов и преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленвала.
· ГРМ – обеспечивает впуск в цилиндры свежего заряда и выпуск отработавших газов в строго определенной последовательности.
· СП – служит для подачи воздуха и топлива в цилиндры дизельного двигателя или для приготовления горючей смеси в карбюраторных дв. (с внешним смесеобразованием)
· Система регулирования – автоматически изменяет подачу топлива или горючей смеси в цилиндры в зависимости от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала.
· СС – обеспечивает непрерывное поступление смазочного масла ко всем трущимся деталям двигателя.
· СО – обеспечивает поддержание определенной температуры двигателя путем отвода тепла от нагреваемых деталей.
· Система пуска – осуществляет пуск двигателя.
· Система зажигания – в двигателе с внешним смесеобразованием служит для получения искры путем высоковольтного электрического разряда, необходимой для зажигания рабочей смеси в цилиндре.
Многоплунжерный ТНВД.
ТНВД служит для подачи топлива под давлением в цилиндры двигателя через форсунки.
Многоплунжерный (многосекционный) насос высокого давления состоит из одинаково устроенных насосных секций равных по количеству числу цилиндров двигателя.
Все секции монтируются в корпусе топливного насоса. Корпус ТНВД устанавливается на блок-картере (блоке цилиндров). Плунжеры двигаются от кулачкового вала ТНВД. Вал приводиться во вращение от коленвала двигателя через приводные шестерни.
Основными элементами насосной секции многоплунжерного насоса является плунжер, гильза плунжера и нагнетательный (обратный) клапан с пружиной.
Секции монтируются в корпусе насоса. В гильзе плунжера имеются впускное и перепускное окна. В плунжере есть осевое и радиальное отверстие. На плунжере от радиального отверстия выполнен винтовой паз. Плунжер перемещается вверх (от кулачкового вала) под действием кулачка через толкатель (ход сжатия), а вниз поршень перемещается под действием пружины.
При движении вниз плунжер верхней кромкой открывает впускное окно, и топливо заполняет надплунжерное пространство. При движении вверх плунжер перекроет сначала перепускное, а затем впускное окна. Топливо под давлением через нагнетательный клапан будет поступать по топливопроводу высокого давления в форсунку (начало подачи).
Подача топлива (процесс впрыска) будет продолжаться при движении плунжера вверх до тех пор, пока отсечная кромка винтового паза не совместиться с перепускным окном и откроет его. С этого момента (конец подачи) топливо из надплунжерного пространства по осевому и радиальному сверлениям в плунжере и дальше через перепускное окно будет перетекать в канал головки насоса. Нагнетательный клапан под действием пружины сядет в седло. При этом сначала в отверстие седла клапана входит разгрузочный цилиндрический поясок, который ?отсасыв.? часть топлива и топливопровода высокого давления.
Этим достигается резкое прекращение подачи топлива и предотвращает его подтекание через распыливающие отверстия форсунки. Тем самым сопло форсунки предохраняется от закоксовывания.
Количество подоваемого секцией топлива изменяется поворотом плунжера вокруг своей оси.
Для управления подачей топлива с каждым плунжером через поворотные втулки связаны зубчатые венцы, которые входят в зацепление с зубчатой рейкой. При осевом перемещении рейки все зубчатые венцы будут синхронно поворачивать плунжеры на один и тот же угол.
В этом насосе предусмотрены следующие регулировки:
· равномерность подачи секциями насоса регулируется поворотом зубчатых венцов относительно поворотных втулок;
· момент подачи топлива каждой секции регулируют регулировочным винтом, ввернутым в толкатель;
· привод топливного насоса позволяет регулировать (изменять) опережение подачи топлива во всех секциях сразу. Это достигается поворотом вала насоса относительно приводной шестерни.
Назначение и общее устройство ГРМ.
ГРМ служит для впуска в цилиндры свежего заряда и выпуска отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего цикла, а также для обеспечения надежной изоляции камеры сгорания от ОС во время такта сжатия и рабочего хода.
В зависимости от вида устройств обеспечивающих впуск заряда и выпуск отработавших газов ГРМ делятся на:
· залотниковые;
· клапанные;
· комбинированные.
Практич. золотн. принцип газораспределения используется в двухтактных двигателях и роль золотника выполняет поршень, который открывает или закрывает окна в цилиндре.
Клапанные механизмы используют на четырехтактных двигателях, а комбинированный (комбинация): ЯМЗ-204(206)
В зависимости от места расположения клапанов и других деталей ГРМ делятся на механизмы с нижним и с верхним расположением клапанов.
Ели клапаны располагаются в блок-картере и открываются при движении в направлении от коленвала – нижнеклапанный механизм.
В верхнеклапанных механизмах клапаны располагаются в головке цилиндров и открываются при движении к коленвалу (подвесные клапаны).
На тракторных дизельных двигателях применяются механизмы газораспределения только с верхним расположением клапанов. Он состоит из: приводных шестерён, коромысел (с регулировочными винтами), распредвала, толкателей, штанг, клапанов с пружинами и направляющими втулками.