Детали клапанной группы.
Детали клапанной группы:
· клапаны;
· направляющие втулки клапанов;
· клапанные пружины с деталями крепления;
· седла (гнезда) клапанов.
Клапан:
· стержень;
· головка (тарелка).
Для уменьшения сопротивления при впуске и выпуске сделан плавный переход от стержня к головке клапана.
К деталям клапанной группы взирают впускные и выпускные клапаны, сёдла клапанов, направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами и уплотнениями клапана (сальниками клапана), клапанные пружины, тарелки, шайбы и конические разрезные "сухари".
ТО ГРМ
ТО ГРМ сводиться к периодическому осмотру наружных деталей, проверке и восстановлению нормальных зазоров, проверке и восстановлению нормальных зазоров, обеспечению плотности прилегания клапанов к гнездам. Проверять и регулировать зазоры между клапанами и коромыслами следует после 480 ч работы двигателя.
Зазоры следует регулировать в такой последовательности. Проделать подготовительные работы обеспечивающие доступ к крышке головки блока. Снять колпак крышки головки блока цилиндров. Проверить затяжку гаек крепления валика коромысел. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия. Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор, поворачивая штангу толкателя вокруг её оси. Зазоры рекомендуется регулировать в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля (1-3-4-2). По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота и приступить к установке зазора в клапанах третьего цилиндра. Следующие пол-оборота – 4-ый цилиндр, еще пол-оборота – 2-ой.
Отрегулировав все клапаны, запускают дизель и следят за его работой: при увеличенных зазорах слышны стуки, при малых зазорах возникают перебои и появляется белый дым. Причиной стуков и перебоев в работе двигателя может стать также и поломка пружины клапана.
Воздухоочистители двигателя Д-240.
Очистка воздуха осуществляется инерционно-центробежным, контактно-масляным и фильтрующим способом. В инерционно-центробежным фильтре пыль отделяется под действием инерционной силы, возникающей при вращении воздуха и резком изменении направления его движения. В контактно-масляных фильтрах воздух проходит через пакеты из волокнистых материалов смоченных маслом, при этом частицы пыли застревают в толще фильтрующего элемента и прилипают к масляной пленке.
Сухие фильтрующие элементы изготавливаются из специальной пористой бумаги или пенополиуретана. При прохождении воздуха через них пыль оседает на поверхности бумаги или в толще пластика. Чтобы увеличить пропускную способность фильтра бумагу выкладывают гармошкой и придают ей форму патрона. На тракторных дизельных двигателях применяют комбинированные воздухоочистители, сочетающие несколько способов очистки.
Воздухоочиститель Д-240 содержит 3 степени очистки:
· от крупных частиц воздух очищается в инерционном фильтре (на центробежной трубе воздухоочистителя) – 1 ступень;
· воздух засасывается через сетку и, проходя между полостя-ми завихрителя, приобретает вращательное движение. Частицы пыли под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам колпака и через щели выбрасываются в атмосферу. На выходе из центробежной трубы воздух ударяется о масляную ванну и резко меняет направление движения (частицы пили улавливаются маслом) – 2-ая ступень (мокрая инерционная).
· мокрая-контактная – воздух проходит через 3 фильтрующих элемента из волокнистых материалов. Размер ячеек фильтрующих элементов уменьшается по мере прохождения воздуха. Фильтрующие элементы смочены маслом. Снизу воздухоочиститель закрыт поддоном – резерввуар для масла (кольцевая канавка – уровень масла).
Топливные ФГО.
Фильтра грубой очистки топлива задерживают механические частицы размером более 0,05 мм и воду. В конструкциях таких фильтров применяют фильтры-отстойники.
В состав ФГО входят:
· корпус;
· стакан;
· распределитель;
· фильтрующий элемент;
· успокоитель.
Фильтрующий элемент – латунная сетка с отражателем. Распределитель – деталь в виде шайбы с тангенциальным отверстием. Топливо через входной штуцер в корпусе подводится в пальцевую полость над распределителем, а затем через отверстия распределителя поступает во внутреннюю полость стакана.
Забор топлива к выходному штуцеру производится через воронкообразный фильтрующий элемент из центральной части стакана. Вновь поступающее топливо двигаясь с большой скоростью и вращением попадает под успокоитель в нижнюю часть стакана (в зону отстоя). Успокоитель отделяет зону отстоя от зоны циркуляции топлива. Нижняя часть стакана закрыта резьбовой пробкой для слива отстоя.
ФГОТ установлен между топливным баком и подкачивающим насосом
Штифтовая форсунка.
Форсунки впрыскивают при определенном давлении и распыляют топливо, подаваемое в камеры сгорания дизеля. На двигателях с неразделенными камерами сгорания применяют бесштифтовые форсунки, а на дизелях с вихрекамерным смесеобразованием – штифтовые форсунки.
Форсунка состоит из корпуса, внутри которого находится штанга и пружина. Пружина верхней частью упирается в регулировочный винт с контргайкой. Регулировочный винт ввернут в стакан корпуса. К нижней части корпуса форсунки прекреплен на резьбе распылитель. В корпусе распылителя установлена игла. Пружина через штангу прижимает иглу к седлу распылителя и уплотняющий поясок иглы запирает выход топлива из распылителя. Топливо от ТНВД по топливопроводу высокого давления, по каналу в корпусе форсунки и распылителя поступает в полость под конусом форсунки.
Под давлением топлива на конус игла поднимается и в камеру сгорания впрыскивается топливо. После отсечки подачи топлива игла усилием пружины садиться на седло и впрыск прекращается. Сжатие пружины изменяется регулировочным винтом и тем самым регулируется давление начала впрыска топлива. Просочившееся в зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится в топливный бак.
В зависимости от конструкции распылителей форсунки бывают штифтовые и бесштифтовые. У штифтовой форсунки имеется одно распыливающее отверстие диаметром 1,5-2 мм. Игла снабжена коническим штифтом для предания впрыскнутому топливу конусной струи.
Детали поршневой группы
Поршневая группа КШМ включает: поршень в сборе с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневым пальцем и деталями его крепления.
Назначение поршневой группы – воспринимать давление газов в ходе рабочего хода и передавать усилия на коленвал.
Поршень представляет собой металлический стакан сложной формы, установленный в цилиндре днищем вверх. Он состоит из 2ух основных частей: верхняя утолщенная часть называется головкой, а нижняя – юбкой. В стенках головки поршня протачиваются канавки под кольца. Канавки имеют дренажные канавки для входа масла.
Поршневой палец устанавливается в отверстиях, выполненных в бобышках (прилив внутри поршня). Форма днища поршней зависят от типа камеры сгорания и смесеобразования. Днища бывают: плоские, вогнутые, выгнутые, фигурные. Нижняя часть поршня – юбка. Имеет более тонкие стенки чем головка. При работе двигателя поршень нагревается больше чем цилиндр охлаждаемый жидкостью или воздухом. Поэтому, его температурное расширение больше цилиндра. Для предотвращения заклинивания и стука поршня делают следующее: юбке придают овальную форму. Чаще всего для поршней материалом служат алюминиевые сплавы.
Поршневые кольца обеспечивают плотное подвижное соединение между поршнем и цилиндром. Они предотвращают прорыв газов в поддон и попадание масла в камеру сгорания. Компрессионные кольца (2-3) устанавливаются в верхние канавки поршня. В свободном состоянии диаметр кольца несколько больше диаметра цилиндра. Кольцо выполняют разрезным. Маслосъемные кольца (1-2) снимают масло со стенок цилиндра не позволяя ему попасть в камеру сгорания.
Обычно маслосъемные кольца имеют кольцевую канавку на наружной цилиндрической поверхности, а также радиальные сквозные прорези для отвода масла через дренажные отверстия в поршне. В качестве маслосъемных применяются также составные кольца с осевыми и радиальными расширителями. Для изготовления поршневых колец чаще всего используется высокосортный легированный чугун.
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с шатуном. Фиксация поршневого пальца в бобышках осуществляется двумя стопорными кольцами. Палец может проворачиваться в бобышках. Такая установка пальца называется плавающей. Вся его поверхность становиться рабочей и он меньше изнашивается.
Поршневые пальцы изготавливают из высококачественной легированной стали. Для равномерной работы двигателя поршневые группы подбирают по массе (разница не более 10 г.).