Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к государственному экзамену по специальности Реклама. Часть 2 - Роль массовой коммуникации в обеспечении жизнедеятельности общества

Cмотрите так же...
Шпаргалки к государственному экзамену по специальности Реклама. Часть 2
Концепция социально-этического маркетинга
Маркетинговая среда
Комплексный маркетинговый анализ рынка
Моделирование потребительского поведения
Товар и товарная политика
Маркетинговое планирование
Методы лингвистического анализа рекламного сообщения
Речевое воздействие и манипулирование в рекламе
Способы речевого воздействия
Основные понятия межкультурной коммуникации в рекламе
Реклама как креолизованный текст
Способы вербального воплощения значимых рекламных единиц
Средства художественной выразительности в рекламном тексте
Система жанров рекламы
Стилистический статус рекламного текста
Рекламный, журналистский и PR-текст
Реклама и искусство убеждения
Реклама и связи с общественностью
Принципы формирования имиджа
Функции имиджа в рекламе
Стратегии и планирование комплекса маркетинга
Организационные структуры службы маркетинга на предприятии
Комплекс маркетинговых коммуникаций
Бренд и брендинг
Методы маркетинговых исследований в рекламе
Рекламное сообщение
Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации
Роль массовой коммуникации в обеспечении жизнедеятельности общества
Стратегия и тактика медиапланирования
All Pages

 

 

Структурно-функциональный подход к анализу рекламной коммуникации. Роль массовой коммуникации в обеспечении жизнедеятельности общества.

Идея функционализма как теоретической и методологической ори­ентации характерна для многих подходов в современных социальных науках. Общим для них является ракурс анализа, сосредоточенный на изучении одной части общества в ее связи к другой части или, за­частую, в отношении к обществу в целом. Так или иначе элементы функционального подхода присутствуют в концепциях, где общество или его части изучаются системным образом. Функциональный анализ в социологии возник как попытка применения в социальных нау­ках представлений, адекватных для анализа биологической реальности. В обществе изыскивались подобия органов, функционирование кото­рых обеспечивает жизнеспособность целого. Организация логических приемов и эвристических правил данного подхода определяются тем, что при объяснении общественного явления следует искать функцию, которую оно исполняет в более широком социальном или культурном контексте. При этом внимание исследователя сосредотачивается как на явных, так и неявных следствиях, имеющих как позитивную, так и негативную направленность. Применительно к социологии массовой коммуникации в рамках этой традиции анализа работали такие извест­ные специалисты, как, например, Р. Мертон, П. Лазарсфельд (, Г. Лассвел.

Функции массовой коммуникации: уровень общества

В рамках структурно-функционального подхода общество рассма­тривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества,социального окружения людей. Это достигается, среди прочего, и по­средством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодей­ствие двух основных составляющих. Первой из них являются потреб­ности общества различного уровня — группы, коллектива, личности. Второй — «отклик» на соответствующие требования, реализация по­требностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуни­кации.

Структурно-функциональное видение средств массовой коммуни­кации трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институцио­нальных условиях. Характерно, что в рамках подхода массовую ком­муникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способству­ющий социальным изменениям.

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации предполагает две взаимосвязанные плоскости изучения. Во-первых, это конкретный вид деятельности средств массовой коммуникации; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. В большом количестве имеющих­ся на сегодня классификаций функциональных особенностей массовой коммуникации выделяют два уровня — уровень социума и 5'ровень индивида. Ниже приведена классификация, в которой, по нашему мнению, наиболее полно учтены идеи, высказанные ранее1.Итак, при описании основных функций массовой коммуникации в обществе выделяются следующие:

1.Информационная

- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

-информационное обеспечение инновационных процессов.

2.Социальной связи

-комментирование и интерпретация происходящего;

-поддержка существующих норм и властных отношений;

-социализация;

-координация разнонаправленной социальной активности, фор­мирование общественного согласия.

3.Обеспечение преемственности

-выражение образцов доминирующей культуры,  обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

- поддержание общности социальных ценностей.

4.Рекреативная

-создание возможностей для отдыха и развлечения;

-снижение социальной напряженности. V. Мобилизации

-организация кампаний в связи с актуальными целями в поли­тике, экономике, социальной сфере.

Приведенная классификация является достаточно условной. Мно­гие из перечисленных функций пересекаются. Одни выражены в струк­туре деятельности массовой коммуникации в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения меж­ду ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе.

Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень В концепции индивидуальных функций и дисфункций деятель­ность средств массовой коммуникации рассматривается в контексте их аудитории. В фокусе внимания здесь в основном находится комму­никативное поведение индивида. В плане методологии структурного-функционализма важным является то обстоятельство, что мотивы ин­дивидуальной активности в отношении массовой коммуникации свя­заны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом. На индивидуальном уровне функции средств мас­совой коммуникации связаны с удовлетворением следующих потреб­ностей:

1.Информационная функция

-нахождение информации о событиях и условиях жизни непо­средственного окружения, общества, мира в целом;

- удовлетворение общих интересов и любознательности;

-обучение и самообразование;

-поиск советов, необходимой информации для принятия реше­ний.

2.Функция личностной идентификации

-подкрепление индивидуальных ценностей;

-получение сведений о моделях поведения;

- идентификация с ценностями других;

-достижение понимания самого себя.

3.Функция интеграции и социального общения

-понимание положения другого, переживание;

-формирование основы для диалога, социального общения;

-помощь в реализации социальных ролей;

-возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4.Функция развлечения

-эмоциональная разрядка;

-заполнение свободного времени;

-эскапизм, уход от проблем;

-получение эстетического наслаждения;

-сексуальное возбуждение.

Говоря о дисфункциях массовой коммуникации, будем иметь в виду, что это «измерение» отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определен­ное функциональное соответствие на уровне индивида. Для общества характерна различная степень интеграции и стабильности и, соответственно, возможность напряженности и конфликта внутри социальной системы. При этом дисфункциональность деятельности средств мас­совой коммуникации может проявляться, например, в том, что; ин­формационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.

Массовая коммуникация как социальная система

Как отмечалось выше, для структурно-функционального анализа характерным является системное рассмотрение общества или отдель­ных его частей. Показательной в этом плане является попытка из­вестного американского специалиста Мелвина Де Флюэра применить подобный подход к реалиям массовой коммуникации2. Автор ставил задачу объяснения отношений, сложившихся между содержанием про­екции масс медиа и вкусами аудитории. В этой связи он предлагал рассматривать средства массовой коммуникации как некоторые социальные системы, состоящие из совокупности подсистем. В то же время, по мнению автора, необходимо иметь в виду, что средства массовой коммуникации оказываются «вписанными» в некоторую внешнюю си­стему, представляющую собой совокупность социальных, культурных экономических условий общества как такового. Далее будем иметь виду, что предложенная концептуальная схема разрабатывалась для конкретных условий и традиций деятельности медиа, сложившихся в США к середине 60-х годов XX века.

Социальная система массовой коммуникации состоит из нескольких важнейших составляющих (см. схему 2). Все из них, по мнению автора, в чисто теоретическом плане являются ролевыми системами и, таким образом, подсистемами. К важнейшим составляющим при этом относят: аудиторию, дифференцированную по вкусам, образователь­ному уровню, возрасту и т.д.; организации исследования аудитории; организации, создающие и распространяющие содержание массовой коммуникации; спонсоров или рекламодателей; рекламные агентства. Естественно, что как и любая другая схема, предложенная модель пред­полагает определенные упрощения. В частности, содержание массовой коммуникации рассматривается здесь прежде всего как развлекатель­ное. Именно этот блок материалов составлял в рассматриваемый пери­од большую часть материалов американских медиа, с одной стороны, и собирал наибольшую аудиторию — с другой.

Помимо перечисленных взаимосвязанных компонентов, выделя­ется также подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных органов различного уровня; агентства по контролю за соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, спо­собствующие контролю.

Внутренним стержнем или базовым условием, обеспечивающим функционирование системы массовой коммуникации в целом, явля­ются, по Де Флюэру, финансы. Большинство из компонентов системы представляют собой профессиональные ролевые структуры, мотива­ция персонала которых достигается посредством денег. Причем все они в той или иной степени зависят от аудитории, как центрального компонента системы.

Ключевым моментом функционирования системы является обес­печение аудитории развлекательным содержанием. Причем необхо­димым является такое содержание, которое будет удовлетворять по­требности максимально широкой аудитории. Одновременно это будет способствовать мотивации представителей аудитории к выполнению ролей, в соответствии с потребностями системы в целом. Отсюда, становится возможным поддержание равновесия в системе.

С точки зрения задач поддержания системы в функциональном состоянии необходимо, чтобы содержание удовлетворяло следующим условиям. Материалы массовой коммуникации должны привлекать внимание аудитории, способствовать убеждению в необходимости при­обретения различных товаров. Вместе с тем, эти материалы должны находится в рамках сложившихся моральных норм и стандартов. Это позволяет избежать нежелательных санкций в отношении производи­телей материалов со стороны регулирующих компонентов системы.

Говоря о конкретном содержании, которое привлекало бы наи­большее число зрителей, Де Флюэр указывает, что на практике тако­выми являются материалы, ориентированные на массовые, зачастую не взыскательные вкусы. Речь идет о фильмах, телевизионных поста­новках, материалах газет и журналов, в которых акцент делается на упрощенном юморе, банальной мелодраме, происшествиях, а зачастую на демонстрации физического насилия, жестокости и т. п.

Широкое распространение подобных материалов определяется, по мнению автора, тем, что именно такие материалы привлекали внимание наиболее многочисленного сегмента аудитории массовой коммуникации в американском обществе изобилия 60-х годов. В то же время, именно эта часть аудитории уже в силу своей многочисленности обладает наибольшей значимостью на рынке товаров и услуг.

То, массовое содержание является ключевым эле­ментом медиа системы. Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории, являющейся одновремен­но наибольшим сегментом рынка, позволяет обеспечивать финансовую стабильность системы в целом.

Преимущества и недостатки структурно-функционального подходаДЛЯ функционального подхода изучения массовой коммуникации характерным является ряд проблем методологического порядка. Од­на из них касается многозначности самого понятия функция. Другая проблема связана с тем, что работа средств массовой коммуникации сопряжена с деятельностью целого ряда социальных институтов. Есте­ственно, что это серьезно усложняет разделение функций собственно массовой коммуникации и других структурных компонентов социаль­ного организма (правительств, партий, бизнеса и т.д.). Кроме того, согласованное видение функций массовой коммуникации требует бо­лее или менее согласованного взгляда на общество, поскольку одна и та же функция может иметь различную интерпретацию в рамках различных теоретических подходов.

В ряду недостатков обсуждаемого часто отмечаются цикличность, замкнутость и, как следствие, определенная консервативная напра­вленность функционализма. По мнению критиков, идея о том, что массовая коммуникация играет важную роль в поддержании соци­альной системы в целом скрывает на самом деле конфликт ин­тересов. Причем согласие в обществе принимается как некоторая данность. Однако в реальности «консенсус» обеспечивается в инте­ресах выигравших, доминирующих социальных сил. Следует также указать на сложность эмпирического выявления направленности и ре­зультатов долговременного функционирования массовой коммуника­ции.Вместе с тем, функциональная традиция анализа массовой комму­никации обладает рядом достоинств. По существу, здесь предлагается универсальный методологический язык обсуждения системы отноше­ний средства массовой коммуникации — общество. При этом удается описать основные виды активности массовой коммуникации в контек­сте других процессов и элементов социальной структуры.