Виды (лингвосемантический, лингвостилистический, дискурс-анализ) и основные методы лингвистического анализа рекламного сообщения.
Л. А. Новиков выделяет следующие приемы лингвистического анализа художественного текста:
1) лингвистический комментарий, главная задача и основной прием которого – словарное или подстрочное разъяснение непонятных, малоупотребительных, устарелых, специальных слов и выражений, грамматических явлений и других подобных фактов языка (такой анализ имеет своим объектом главным образом собственно языковой уровень текста, а также частично – экстралингвистический);
2) лингвостилистический анализ, изучающий изобразительные средства художественного текста, тот эстетический эффект, который дает их синтез (основной прием здесь – поиск синтезирующего начала в средствах речевой изобразительности), а объект – ключевые тропы и фигуры);
3) целостный лингвистический анализ, задача которого – комплексное многоаспектное филологическое изучение художественного текста. Основным приемом этого анализа является исследование текста путем раскрытия его образной поэтической структуры в тесном единстве с идейным содержанием и системой языковых изобразительных средств. В основу такого синтезирующего анализа кладется категория образа автора.
Этот анализ немыслим без раскрытия поэтической (композиционной) структуры текста, системы образов в их сюжетном развитии как выражения идейного замысла произведения, особенностей его жанра, эстетических функций словесных образов в их взаимной связи и обусловленности
Дискурс-анализ — в общем смысле — это ряд подходов в социальных науках, целью которых является критическое исследование дискурса, а основными задачами — анализ соотношения сил в обществе, при осуществлении которого формулируется нормативный подход, с позиции которого можно критически проанализировать эти соотношения в связи с социальными изменениями. К дискурс-аналитическим подходам могут быть отнесены: теория дискурса Э.Лакло и Ш.Муфф, критический дискурс анализ, дискурсивная психология и др.
В конкретных смыслах, используется:
-в лингвистике для обозначения анализа отношений между предложениями и высказываниями на микроуровне.
-для обозначения анализа способов применения ментальных схем, при понимании текста людьми.
Дискурс-анализ — это не просто один из методов исследования некой проблемы через специфический способ анализа дискурса, но целостный комплекс, включающий в себя: 1) философские (онтологические и эпистемологические) предпосылки, касающиеся роли языка в социальных структурах мира, 2) теоретические модели и 3) методологию того, как выбрать подход к исследованию проблемы, и 4) специфические приёмы анализа.
План лингвостилистического анализа
1.Тема.
2.Идея.
3.Форма:
-стиль текста;
-тип текста;
-композиция;
-лексические средства выразительности;
-стилистические фигуры речи;
-синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).