Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 4 - Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения

Cмотрите так же...
Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 4
Микроэлементы
Пищевые отравления (определение понятия) и их классификация.
Роль врача лечебного профиля в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
Общие принципы профилактики бактериальных пищевых отравлений
ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ НЕМИКРОБНОЙ ЭТИОЛОГИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Отравления ядовитыми растениями
Хронические пищевые отравления немикробной природы
Гигиенические мероприятия по профилактике пищевых интоксикаций
Гигиенические мероприятия по профилактике токсикоинфекций
Организация лечебного питания.
Диеты в диетологии
Текущий и предупредительный санитарный надзор в больницах
Особенности питания детей и лиц пожилого возраста
Питание детей
Основы физиологии труда
Изменения в организме
Утомление и рационализация трудового процесса
Производственный микроклимат
Профилактические меры при перегревании и переохлаждении
Профессиональные вредности
4 класса условий труда
Медицинские осмотры
Гигиенические требования к факторам производственной среды
Производственное освещение
Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения
Производственный шум и вибрация
4 стадии вибрационной болезни
Шум
Промышленная пыль
All Pages

 

 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, 

 

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

 

Умственный (интеллектуальный)  труд представлен как профессиями,  относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.). Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышечные нагрузки, как правило, незначительны,  суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки).  Для данного вида труда характерна гипокинезия,  т.е. значительное снижение двигательной активности человека,  приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.  Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором,  одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий,  творческий труд,  труд медицинских работников,  труд преподавателей,  учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса,  равномерности нагрузки,  степени эмоционального напряжения.

 

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.  Так,  например,  труд телефонисток характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

 

Управленческий труд — труд руководителей учреждений,  предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации,  возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

 

Творческий труд (научные работники,  писатели,  композиторы,  артисты, художники, архитекторы, конструкторы) — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

 

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми,  повышенной ответственностью,  часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения,  что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

 

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций,  таких как память,  внимание,  восприятие;  наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

 

Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга,  захватывая левое и правое полушарие.  Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

 

Основной задачей медицины труда в области организации трудового процесса является предупреждение развития утомления и переутомления.

 

Утомление — физиологическое состояние,  сопровождающееся чувством усталости,  снижением работоспособности,  вызванной интенсивной или длительной деятельностью,  выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. В отличие от утомления,  переутомление является состоянием пограничным с патологией.  Причем обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности,  а изменение морфологических,  биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

 

Исходя из сущности утомления и учитывая известные механизмы, вызывающие это состояние,  предупреждение его может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических,  психофизиологических, технических и других мероприятий.  Разработкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве,  помимо гигиены, физиологии и психологии труда занимаются эргономика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологиитруда: рационализацией трудовых процессов и рабочих мест, направленной наприспособление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей,  что имеет важнейшеезначение для предупреждения утомления и повышения работоспособности.

Техническая эстетика имеет два основных вида применения:  цветовое оформление производственных помещений и  оборудования и художественное конструирование оборудования,  т.е.  создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации. Техническая (или производственная)  эстетика занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов для производственных помещений и оборудования,  т.е.  созданием цветового климата.  В основном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Цветовое оформление производственных объектов должно быть различным в зависимости от характера выполняемой работы.  Так,  например, "холодные"  цветовые тона (зеленые,  зелено-голубые),  понижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе,  рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы,  требующей большой сосредоточенности.

 

Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения

 

(положительных эмоций),  но и благодаря воздействию на функции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.  Грамотно и рационально выполненное цветовое оформление дает большой производственный и экономический эффект.  Функциональная окраска производственных помещений и оборудования повышает производительность труда.

 

Инженерная психология изучает связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами.  Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с учетом пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной,  слуховой и др.)  с тем,  чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофизиологических возможностей человека. Связи оператора с машиной осуществляются путем восприятия информации,  передачи ее в ЦНС,  переработки,  принятия решения,  передачи исполнительным органам и выполнения. Этот последний этап осуществляется путем воздействия на органы управления машины. Между оператором и машиной существуют и другие формы взаимодействия, которые характеризуются рабочей позой оператора, величиной усилий, скоростью, траекторией, количеством движений.

 

Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях существует служба научной организации труда (НОТ),  занимающаяся разработкой и внедрением мероприятий,  направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижениях науки,  в том числе гигиены и физиологии труда,  а также на

 

передовом опыте,  что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином производственном процессе,  обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности груда. Внедрение гигиенических мероприятий системой НОТ способствует улучшению условий труда,  сохранению здоровья человека.

 

Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита,     раздражительность     или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность.

 

Гигиена умственного труда Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.

 Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20гр. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.

 

 Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

 

 Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.

 

 Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.

 

 Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для    того     чтобы    компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.

 

 Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.

 

 Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды.

 

 Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С.

 

 Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей.

 

 Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.