Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1

Cмотрите так же...
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1
История развития теории и методики физического воспитания
Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России
Система физического воспитания ребенка в советский период
Задачи физического воспитания
Средства физического воспитания
Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приемы
Словесные методы
Практические методы
Соотношение в использовании методов
Особенности развития психофизических качеств у дошкольников. Характеристика психофизических качеств: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Средства их развития. Диагностика психофизических качеств.
Воспитание выносливости
Развитие гибкости
Развитие ловкости
Физические упражнения - основное средство физического воспитания.
Пространственная характеристика двигательных действий
Ритмическая характеристика
Классификация физических упражнений
Гимнастика и ее основные компоненты.
Основные виды движений.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
Количествееные и качествееные показатели правильного выполнения движения
Оздоровительный бег
Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.
Методика обучения хотьбе
Качественные и количественные показатели правильной хотьбы
Упражнения в равновесии
Методика обучения дошкольников прыжкам.
Прыжки в длину с места
Прыжок в длину с разбега
Прыжок в высоту с места
Прыжок в высоту с разбега
Качественные и количестенные показатели правильных прыжков
Методика обучения дошкольников метанию.
Подводящие упражнения к метанию
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию.
Подвижные игры
Классификация игр
Место подвижных игр в режиме дня
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты усложнения игр.
Методика проведения игр-эстафет с детьми дошкольного возраста.
All Pages

Общие вопросы теории физического воспитания ребенка

 

 Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.

 В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

 Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

 Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

  Основные направления работы по физическому воспитанию в ДОУ:

 - создание условий для развития и оздоровления ребенка;

 - разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;

 - осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей.

  

«ЗДОРОВЬЕ»

 Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию.

 По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни».

 Таким образом, здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

  Признаками здоровья являются:

 -  устойчивость к действию повреждающих факторов;

 - показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

 - функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

 - наличие резервных возможностей организма;

 - отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

 -  высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

 

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

 Здоровье ребенка оценивается по шести критериям:

 1) генеалогический - основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду; В результате обследования выводится индекс наследственной отягощенности j. Если индекс (j) больше 0,7, можно говорить о наследственной отягощенности и предрасположенности данного ребенка , например, к сосудистым или желудочно-кишечным заболеваниям.

 2) физическое развитие - это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни.;

 3) нервно-психическое развитие - отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни;

 4) устойчивость к инфекционным заболеваниям - определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни;

 5) функциональное состояние организма. Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте.;

 6) наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. О наличии или отсутствии хронических заболеваний и врожденных пороках развития судят по записям специалистов в медицинской карте ребенка.

 Анализ показателей по шести критериям позволяет отнести ребенка к одной из пяти групп состояния здоровья и получить от врача рекомендации по лечению, профилактике или оздоровлению ребенка.

 Группы здоровья:

 1 группаздоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

 2 группа – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

 3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

 4 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;

 5 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

 Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

 

«ГИПОДИНАМИЯ» - недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Гиподинамия обычно сочетается с общим снижением двигательной активности человекагипокинезией, которая является следствием малоподвижного образа жизни, широкого использования транспорта для передвижения, автоматизации и механизации производственных процессов: в этих условиях уменьшается нагрузка на мускулатуру.

 

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 Образ жизни связан практически со всеми видами жизнедеятельности человека и напрямую обуславливает состояние его здоровья.

 Среди определений понятий здорового образа жизни человека наиболее приемлемой является формулировка академика Ю.П.Лисицына: «Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья».

 Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

 Составляющие здорового образа жизни

 Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

 Здоровый образе жизни ребенка включает в себя много аспектов.

 Это, во-первых, соблюдение режима дня.

 Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

 В-третьих, это гимнастика, физ.занятия, закаливание и подвижные игры.

 В-четвертых, культура питания.

 Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

 В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

 В более узком значении – совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном  конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений.

 В широком смысле слова – развитие психофизических качеств (быстроты,  силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.)

 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры.

 Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАчасть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

 Под  физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.

 Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление.Важно, формируя культуру тела,  одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.

 Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.

 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психических качеств, достижение физического совершенства.  Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.

 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ -  соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

 ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания.  Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.

 Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

 ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

 ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

 Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении.

 СПОРТ – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.