КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНЫХ ПРЫЖКОВ
При выполнении прыжка в длину с разбега правильность выполнения разбега во многом определяет правильность всего прыжка в целом. Разбег представляет собой обычный бег, но с постепенным ускорением. Скорость в завершающей части разбега определяет результат.
В отличие от обычного бега в разбеге положение туловища изменяется: в начале разбега оно имеет небольшой общий наклон (как в обычном беге). Это способствует тому, что в минимальный отрезок времени развивается максимальная или близкая к ней скорость, необходимая для эффективного выполнения прыжка. В середине разбега туловище постепенно выпрямляется, подготавливаясь к отталкиванию, а на последних шагах — близко к вертикальному положению. Перед отталкиванием корпус ребенка располагается вертикально или с небольшим наклоном назад. Ритм разбега должен быть четким, с активной постановкой стопы на пятку с эластичным перекатом на всю стопу, загребающим движением под себя. Особенно важна четкость ритма беговых шагов и активность в постановке стопы на последних трех шагах разбега, перед отталкиванием.
Эффективность прыжка во многом зависит от последнего шага в разбеге. Он должен быть короче предпоследнего.
В отталкивание необходимо вложить всю силу, но при этом соприкосновение стопы с дорожкой должно быть минимальным по времени, только в этом случае прыжок получается высоким и далеким. Необходимо иметь в виду, что дальность прыжка в длину с разбега зависит от начальной скорости полета и высоты вылета.
Чтобы разбег был эффективным необходимо подбирать его длину в соответствии с уровнем физической подготовленности и функциональных возможностей детей. На этапе совершенствования движений как короткий, так и слишком длинный разбег не позволяют детям правильно выполнять прыжок. За короткий разбег трудно набрать оптимальную скорость перед отталкиванием, он оправдан лишь в начале обучения. Слишком же длинный разбег утомляет детей, что отражается на выполнении отталкивания.
Отталкивание в прыжках в длину с разбега начинается энергичным выпрямлением стопы. Голова ребенка находится на одной линии с корпусом. Бедро маховой ноги поднимается вверх—вперед, голень выносится также вперед. Одновременно выполняется взмах руками вперед — вверх и начинается полет.
В полете колено толчковой ноги подтягивается к маховой ноге, осуществляется группировка. Обе ноги, согнутые в коленях, подтягиваются к груди, а перед приземлением выпрямляются вперед. При этом руки совершают движения вниз — назад.
В момент приземления руки резко выносятся вперед, и благодаря этому обеспечивается устойчивость тела. Приземление осуществляется на пятки с последующим перекатом на всю ступню. После приземления ребенок выпрямляет ноги, опускает руки вниз и идет вперед обычной ходьбой.
К концу учебного года дети старшей группы должны уметь прыгать в длину с разбега не менее 100 см, а в подготовительной не менее180 см.