Методика обучения детей разных возрастных групп бегу. (Классификация; ошибки при беге у малышей и способы их исправления; количественные и качественные показатели правильного выполнения движения; методика проведения оздоровительного бега).
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
В анализе беговых движений общепринятым является деление на периоды, фазы, моменты. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и в периоде полета.
Бег
Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол.
Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой.
В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость.
Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных усилий при совершенной координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.
ВИДЫ БЕГА
В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: - спринт (60—100 м), бег на средние дистанции (400—1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег.
Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста качество бега совершенствуется при выполнении следующих видов бега:
- бег на носках;
- бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;
- бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;
- бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;
- бег на ограниченной площади;
- челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;
- бег наперегонки; врассыпную;
- с увертыванием и ловлей.
Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.