Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 - Развитие ловкости

Cмотрите так же...
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1
История развития теории и методики физического воспитания
Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России
Система физического воспитания ребенка в советский период
Задачи физического воспитания
Средства физического воспитания
Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приемы
Словесные методы
Практические методы
Соотношение в использовании методов
Особенности развития психофизических качеств у дошкольников. Характеристика психофизических качеств: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Средства их развития. Диагностика психофизических качеств.
Воспитание выносливости
Развитие гибкости
Развитие ловкости
Физические упражнения - основное средство физического воспитания.
Пространственная характеристика двигательных действий
Ритмическая характеристика
Классификация физических упражнений
Гимнастика и ее основные компоненты.
Основные виды движений.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
Количествееные и качествееные показатели правильного выполнения движения
Оздоровительный бег
Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.
Методика обучения хотьбе
Качественные и количественные показатели правильной хотьбы
Упражнения в равновесии
Методика обучения дошкольников прыжкам.
Прыжки в длину с места
Прыжок в длину с разбега
Прыжок в высоту с места
Прыжок в высоту с разбега
Качественные и количестенные показатели правильных прыжков
Методика обучения дошкольников метанию.
Подводящие упражнения к метанию
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию.
Подвижные игры
Классификация игр
Место подвижных игр в режиме дня
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты усложнения игр.
Методика проведения игр-эстафет с детьми дошкольного возраста.
All Pages

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

 

 

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

 

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную  находчивость».

 

Автор дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

 

1) правильно (т.е. адекватно и точно);

 

2) быстро (т.е. скоро и споро);

 

3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);

 

4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)».

 

Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:

 

1) телесная ловкость;

 

2) предметная, или ручная, ловкость.

 

 

Другой исследователь, Л.П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

 

1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;

 

2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

 

3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная», или «предметная», ловкость;

 

4) ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;

 

5) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

 

 

Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фарфеля, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.

 

Так, В.С.Фарфель считает основными измерителями ловкости пространство и время. Он выделяет три ступени развития ловкости.

 

Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения.

 

Второй ступенью ловкости является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

 

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.  Таким образом, показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений.

 

 

В осуществлении ловкого движения велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости.

 

 

В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:

 

1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

 

2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

 

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

 

- применение упражнений с необычными исходными положениями;

 

- зеркальное выполнение упражнений;

 

- изменение скорости и темпа движений;

 

- варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

 

- усложнение упражнений дополнительными движениями.

 

 

В понятие ловкость входят следующие компоненты:

 

1) быстрота реакции на сигнал;

 

2) координация движений;

 

3) быстрота усвоения нового;

 

4) осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

 

К показателям ловкости относят следующие факторы:

 

- способность быстро обучаться;

 

- использовать двигательный опыт;

 

- быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

 

При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игрыигровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д.

 

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

 

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот.

 

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

 

 

Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

 

 

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:                         

 

- помоги, но не навреди;

 

- заинтересуй, но не настаивай;

 

- каждый ребенок индивидуален.