Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
Туризм в течение прошлого столетия превратился в глобальное социальное и политическое явление, оказывающее огромное влияние на культуру и экономику многих стран. Общемировые туристские показатели характеризуются устойчивым ростом.
Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью только при определенном уровне дохода. Это происходит, если туризм в стране развивается всестороннее с другими отраслями хозяйственного комплекса, превращая экономику страны в экономику услуг.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. На долю туризма приходится 11% мирового валового национального продукта, а в 37 странах туризм служит главным источником наполнения госбюджета.
Развитые в туристском отношении страны принимают несколько десятков миллионов туристов в год. Мировой туризм достаточно устойчив к неблагоприятным внешним факторам (терроризм).
С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса. Этот спрос касается целого комплекса товаров и услуг, он становится
массовым, охватывает широкие слои населения. Удовлетворение же любого спроса требует производства товаров и предоставления услуг.
Международный туризм является источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест, он играет роль стимулятора внутренней и мировой торговли, расширяет вклады в платежный баланс страны. Способствует диверсификации экономики, развивая отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления. Является мощным фактором усиления престижа страны, способствует повышению образовательного уровня людей. Расходы государства на туризм приносят прибыль, международный туризм – один из современных инструментов развития экономики.
В настоящее время в сфере туризма заняты 8,5% экономически активного населения, продолжают создаваться новые рабочие места. Статистические данные свидетельствуют о высокой степени прямой занятости в сфере туризма (гостиничном хозяйстве, туроператорском и турагентском секторах, курортном деле). Косвенная занятость в других секторах экономики – торговле, строительстве – генерируемая туризмом в несколько раз выше. В Китае в туристскую отрасль с учетом косвенного влияния вовлечены около 70 млн человек. Россия на 7 месте – в туристской индустрии заняты около 6 млн человек.
Совершенствование сферы туризма способствует развитию образования, улучшению системы обслуживания, внедрению новых форм и средств распространения информации. Туризм заставляет правительство и частные организации участвовать в деле сохранения окружающей среды, в восстановлении памятников истории и культуры, сохранении культурного и природного наследия.Туризм является одной из ведущих отраслей мировой экономики, показывающей постоянные высокие темпы роста.
Особенностью туристской отрасли является то, что услуги и товары, производимы на экспорт, не вывозятся из страны. Потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего товара. Туризм предполагает не только экспорт, но и импорт товаров и услуг. В первом случае речь об активном для экономики данной страны туризме, во втором – о пассивном туризме.
Деньги, которые тратят туристы в отелях, ресторанах, на транспорт, в различных местах отдыха, проникают в экономику принимающей страны. Говоря о государственной политике в сфере туризма, важно отметить, что государство, осознавая возможности подъема экономики благодаря туризму, должно выделять достаточное количество средств на развитие туристского сектора.
На первой международной конференции по коммуникациям в туризме (Мадрид, 2004) были названы цели кампании по популяризации положительного влияния туризма на общество:
· -продвигать туризм как основное право человека и образ жизни, который обогащает людей, общество, нации
· -стимулировать распространение информации о благах туризма как перспективной экономической деятельности для государства
· -укреплять сотрудничество турцентров и представителей туриндустрии с местными, региональными и международными СМИ
· -налаживать свяжи между индивидуальными субъектами туризма и более широким сообществом международного туризма.