Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
На развитие въездного туризма влияют следующие факторы:
· туристический потенциал Санкт-Петербурга и городов - спутников;
· экономические реформы в России, которые привлекают все большее число иностранных компаний, стремящихся расширить свои рынки сбыта и принять участие в переделе собственности;
· высокая покупательная способность иностранных валют;
· невысокая стоимость поездок, не в последнюю очередь обусловленная конкуренцией российских фирм, стремящихся привлечь иностранных туристов, прежде всего за счет демпинговой политики продаж.
Успешному развитию въездного туризма препятствуют следующие факторы:
1. политической и экономической нестабильностью в стране;
2. высокий уровень преступности и финансовых махинаций;
3. отсутствие надёжных институтов страхования туристов;
4. отсутствие надёжных гарантий защиты прав туристов как потребителей туристских ресурсов;
5. низкий уровень маркетинга;
6. неразвитой инфраструктурой;
7. низким уровнем транспортного обеспечения;
8. низким качеством сервисного обслуживания; гостиничного хозяйства;
9. крайне слабой (для большинства фирм) подготовкой и низкой культурой обслуживания на маршрутах;
10. отсутствием качественно разработанных туристских маршрутов;
11. отсутствием инвестиций и условий (в том числе, гарантий) их получения и эффективного использования;
12. процедура получения российских виз на сегодняшний момент, к сожалению, далеко не простая, и это часто является определяющим фактором;
13. несовершенство российского туристского законодательства;
14. недостаточная поддержка (или отсутствие таковой) экотуристической деятельности со стороны местных правительств.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
• несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
• несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
• завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
• несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
• недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
• недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны привлекательной для туризма.
Однако, в последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д., разрабатываются новые маршруты туров.
Острыми проблемами для перевозки иностранцев по внутренним маршрутам являются:
• Непрекращающийся рост тарифов на всех видах транспорта, что ведет к общему повышению стоимости путешествия в Россию.
• Большая изношенность техники (авиационной, железнодорожной, автобусной), из-за чего очень сильно страдает качество перевозки.
• Неблагоустроенность многих пассажирских терминалов (вокзалов), что также отрицательно влияет на качество транспортных услуг.
• Низкое по сравнению с западными образцами качество обслуживания пассажиров в пути.
Экономические причины проблем въездного туризма в России связаны с:
· ценовой политикой в отношении средств размещения и транспорта (а именно их дороговизна);
· отсутствием особых экономических зон для развития туризма и недостатке инвестиций;
· несовершенством финансовой системы и отсутствии современной фискальной системы, стимулирующей инвестиции в туризм;
· недостаточными темпами модернизации аэропортов, вокзалов, железных дорог, портов для роста и развития туризма в регионах.
· серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, обратив особое внимание на продвижение брэнда "Россия"*;
· требует совершенствования национальная статистика, внедрение вспомогательного счета туризма;
· ближайшей целью российского правительства должно быть обеспечение максимально возможного равенства в распределении выгод от сферы туризма между всеми регионами и слоями населения;
· продвижение идеи ответственности за сохранение природной, социальной и культурной среды.