Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
Позиционирование Санкт-Петербурга на рынке культурно-познавательного туризма должно обеспечивать дифференциацию Санкт-Петербурга в совокупности европейских туристических направлений, соответствовать мотивации и ожиданиям потенциальных туристов, базироваться на существующих сильных сторонах Санкт-Петербурга и развивать их.
Для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для всех типов городских туристов брэнд "Санкт-Петербург" необходимо позиционировать как уникальный, единственный в своем роде, олицетворяющий строгость, чистоту и высокую культуру (условное описательное название - гений чистой красоты). Необходимым условием успеха является добавление к основе позиционирования характеристики "дружеская теплота".
Эмоциональные характеристики позиционирования Санкт-Петербурга:
• бриллиант в дворцово-парковом ожерелье;
• город высокой культуры и возвышающей красоты, величественный и строгий;
• чувство собственного достоинства сочетается с открытой и дружественной атмосферой города;
• приветливые и доброжелательные жители, активная уличная жизнь; живость и яркость неофициальной культуры;
• значительное место в истории; большое количество важнейших культурных достопримечательностей; расположение города на воде (разводные мосты, каналы, водные прогулки), северная природа;
• город с современной инфраструктурой и высокими стандартами туристического сервиса, где рады гостям.
Исходя из поставленных целей, задач и выбранной стратегии был определен комплекс первоочередных мер по развитию Санкт-Петербурга как туристического центра
N п/п |
Мера |
Область |
Цель |
1. Меры первого уровня приоритетности |
|||
1.1 |
Создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга |
Маркетинг |
Создание механизма реализации маркетинговой стратегии Санкт-Петербурга в сфере туризма. Развитие эффективного партнерства Санкт-Петербурга и коммерческого сектора. Координация усилий участников рынка туризма в Санкт-Петербурге |
1.2 |
Разработка и реализация маркетинговой стратегии |
Маркетинг |
Продвижение брэнда "Санкт-Петербург" на целевых рынках. Целенаправленное управление туристическими потоками |
1.3 |
Организация ведения и анализа туристской статистики |
Маркетинг |
Получение полной информации о качественных и количественных характеристиках туристического потока в Санкт-Петербурге и его динамике. Наличие объективного показателя результатов реализации Программы |
1.4 |
Развитие аэропорта Санкт-Петербурга |
Инфраструктура |
Повышение доступности Санкт-Петербурга для туристов: увеличение количества рейсов; снижение средней стоимости билетов |
1.5 |
Увеличение номерного фонда гостиниц |
Инфраструктура |
Повышение доступности Санкт-Петербурга: обеспечение всего туристического потока гостиницами по ценам, соответствующим качеству предоставляемых услуг |
1.6 |
Техническая модернизация музеев и повышение эффективности их работы |
Инфраструктура |
Повышение доступности основных объектов туристического притяжения: сокращение очередей в наиболее известные музеи; повышение посещаемости менее известных музеев Санкт-Петербурга |
1.7 |
Развитие транспортного сообщения в Санкт-Петербурге |
Инфраструктура/ качество поездки |
Упрощение передвижения по Санкт-Петербургу: развитие транспортной инфраструктуры; повышение информационной обеспеченности транспорта |
1.8 |
Информационная поддержка пребывания туристов в Санкт-Петербурге |
Качество поездки |
Повышение открытости Санкт-Петербурга для индивидуальных и иностранных туристов: повышение информационной обеспеченности улиц; облегчение доступа к информации о Санкт-Петербурге и основных событиях |
1.9 |
Обеспечение безопасности туристов |
Качество поездки |
Развитие восприятия Санкт-Петербурга как безопасного города. Уменьшение правонарушений в отношении гостей Санкт-Петербурга |
1.10 |
Облегчение визового режима |
Качество поездки |
Упрощение процесса получения визы в Российскую Федерацию, снижение ее стоимости |
2. Меры второго уровня приоритетности |
|||
2.1 |
Создание конвенционного бюро |
Маркетинг |
Развитие бизнес-туризма в Санкт-Петербурге: повышение уровня знаний о СПБ как центре бизнес-туризма, увеличение числа конференций, конгрессов, выставок и т.д. |
2.2 |
Организация и продвижение событий в СПБ |
Маркетинг |
Увеличение количества событийных туристов особенно в низкий сезон |
2.3 |
Модернизация инфраструктуры пригородов |
Инфраструктура |
Развитие пригородных районов СПб и реализация их потенциала |
2.4 |
Повышение благоустройства СПб |
Инфраструктура |
Повышение привлекательности СПб дя туристов, поддержка позиционирования брэнда «Санкт-Петербург» |
2.5 |
Организация распространения билетов |
Качество поездки |
Повышение доступности культурных мероприятий для туристов. Расширение возможностей времяпровождения. Повышение посещаемости театров, музеев, концертов и пр. |
2.6 |
Подготовка кадров для туристской отрасли |
Качество поездки |
Обеспечение растущей индустрии туризма высококвалифицированными кадрами и повышение уровня сервиса |
Однако единого бренда у Петербурга на данный момент нет. Есть набор разрозненных понятий, есть некие символы, ассоциирующиеся в сознании разных людей с Петербургом, но общего бренда пока не существует.