Понятие зоогигиены, связь с другими дисциплинами
Зоогигиена – наука, изучающая влияние окружающей среды на организм животного. Все достижения этой науки используются в сельском хозяйстве при разведении животных, в зоопарках, лесных угодьях и заповедниках. Также достижения и открытия зоогигиены применяют при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, в лабораториях. В данном случае нам будет интересен ее раздел, изучающий тему приспособления малых помещений (комнаты) под оптимальные условия содержания животных.
Гигиена, как профилактическая отрасль знаний, тесно связана с многими ветеринарными дисциплинами: эпизоотологией, паразитологией, микробиологией , физиологией и патофизиологией, биохимией, терапией, хирургией, анатомией и др., а также с сельскохозяйственными зоотехническими, экономическими, организационными, инженерными, строительными, медицинскими дисциплинами, физикой и химией, и конечно же экологией.
Краткий курс истории дисциплины. Методы и задачи.
1.Гигиенические мероприятия, основанные на наблюдениях и практическом опыте, проводили уже в глубокой древности (в условиях кочевого скотоводства).
В средневековый период в условиях непрекращающихся войн слабые зачатки древней гигиены были забыты. И только в эпоху роста капитализма начинается развитие всех наук в т.ч. и гигиены.В начале ХYII века в России раньше чем в других государствах для охраны здоровья людей и животных были изданы государственные указы:Об устройстве скотомогильников;Способах перевозки трупов животных и правилах их захоронения;Об отводе мест для водопоя животных.
Развитие молочного скотоводства тонкорунного овцеводства и коневодства связано с именем Петра I.В 1770 году издан указ «О содержании скота в удобных хлевах и хорошем корме в предосторожность от болезней и падежа».
В ХYIII веке были выпущены следующие руководства:Скотский лечебник (1714 г);
Лечебник конский (1723 г);Городской и деревенский коновал (1783 г);
Полный русский конский лечебник (1795 г). В 1808 году Санкт-Петербургский медико-хирургической академии открыли первое в России «скотоврачебное» (ветеринарное) училище.Начало изучению зоогигиены как науки положил ветеринарный и медицинский лекарь, доктор медицины, заслуженный профессор, академик Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В.И.Всеволодов.
Он рассматривал животный организм в единстве с окружающей средой (климат, воздух, вода, почва, корма и др.) которая оказывает большое влияние на резистентность организма.В 1884 году в Санкт-Петербурге вышло переводное учебное сочинение директора Королевской ветеринарной школы в Ганновере Карла Дамана «Гигиена сельскохозяйственных домашних животных».В этой книге содержалось 11 лекций, посвященных гигиене и здоровью, предрасположенности и профилактике, а также научные сведения о воздухе, воде, почве, климате, кормах.
В книге практиковались понятия частной и общей гигиены животных, в то время было принято называть ее «Ветеринарной полицией».Ее суть заключалась в предупреждении и прекращении заразительных болезней животных. Уже тогда ученые понимали, что для практического сельского хозяйства знание гигиены имеет громадное значение.Профессор гигиены, директор Гигиенического института Высшей ветеринарной школы в Дрездене доктор Мартин Климмер в книге «Ветеринарная гигиена» изданной в Санкт-Петербурге в 1912 году писал, что: «забота о здоровье сельскохозяйственных животных, ветеринарная гигиена представляет ту отрасль ветеринарных знаний, которая позволяет выяснить причины болезней и учит предупреждать болезни, устраняя их причины и усиливая способность сопротивления животных, насколько это возможно без ущерба для цели экономического использования».Вот почему, по мнению М. Климмера, «… гигиена является одним из важнейших отделов ветеринарии».В XIX веке в России открыли высшие ветеринарные школы, где сведения по гигиене животных изучались в курсе общего животноводства.
2.Объектом исследований в зоогигиене является внешняя среда с ее многочисленными факторами и реакции организма на то или иное воздействие факторов среды, условий содержания.
К специфическим методам исследований относят метод санитарного обследования и описания объектов: территории ферм, комплексов и отдельных животноводческих помещений, пастбищ, водоисточников и систем водоснабжения, условий заготовки, транспортировки, хранения и подготовки кормов. Такие обследования целесообразно проводить по специальным схемам с привлечением лабораторно-инструментальных методов, которые позволяют получить не только качественную, но и количественную характеристику среды.
Существует метод зоогигиенического эксперимента, который стал возможным после внедрения физиологических, биохимических, физических, токсикологических, клинических и зоотехнических методик исследования.
Эксперимент с моделированием природных условий проводится с целью изучения и прогнозирования процессов, происходящих в окружающей среде.
В современной ветеринарной гигиене широко применяют для изучения функциональных сдвигов в организме подопытных и контрольных животных под влиянием различных условий их содержания, кормления и использования метод клинико-физиологических наблюдений.
Для анализа показателей состояния животноводства в отдельных зонах, регионах, районах в зависимости от кормления, содержания и ухода служит санитарно-статистический метод. В этом методе можно широко использовать приемы математической статистики, включая математическое моделирование.