Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Культурно-исторические типы рациональности

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Культурно-исторические типы рациональности

 

Рациональность — термин, символизирующий одну из ключевых тем философии, фундаментальную проблему, решение которой определяется общим содержанием той или иной философско-методо логической концепции. Проблема состоит в выяснении смысла «разумности» как предикации (бытия, действия, отношения, цели и так далее).

«Логоцентрическая» парадигма европейской философии, сложившаяся в Античности и достигшая своей наиболее законченной формы в классическом рационализме, зиждилась на убеждении в абсолютности и неизменности законов вселенского разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых им в собственной духовной способности. Наиболее ясными и очевидными из этих законов античная высокая философская классика признавала законы логики, которые, согласно Аристотелю, являются фундаментальными принципами бытия и мышления. От этого ведет начало тенденция уравнивать «рациональность» и «логичность». Все, что соответствует законам логики, рационально, то, что не соответствует этим законам, нерационально, то, что противоречит логике, иррационально.

Но «разумность» и «логичность» — не синонимы. Дело не только в том, что логически корректными могут быть и вполне бессмысленные «умозаключения». «Разумность» некоторой системы может быть определена такими, напр., признаками, как целесообразность, эффективность, экономия средств для достижения цели, гармоничность и согласованность элементов, объяснимость на основании причинно-следственных зависимостей, систематичность, успешная предсказуемость, и другими подобными свойствами и характеристиками. Идеал рациональности, выработанный классическим рационализмом, охватывает все возможно бесконечное множество таких характеристик. В этом смысле идеальная рациональность — это совпадение с Абсолютным Разумом. Однако рациональность как характеристика умственных и практических действий человека не совпадает с этим идеалом. Поэтому для описания рациональность «выбирают» те ее свойства, которые полагаются существенными. В зависимости от этого выбора, имеющего исторически и культурно обусловленный характер, «рациональность» предстает в различных формах. Отсюда — возможность исторической типологии рациональности (античная, средневековая рациональность, научная рациональность Нового времени, «неклассическая» рациональность науки 1-й пол. 20 в. и так далее). Отсюда же — восходящее к Средним векам и увенчанное в философии Канта различение «рассудка» и «разума» (соответственно рассудочной и разумной рациональности). Рассудочная рациональность оценивается по определенным (и достаточно жестким) критериям (законы логики и математики, правила и образцы действия, каузальные схемы объяснения, принципы систематики, фундаментальные научные законы и др). Разумная рациональность — это способность оценки и отбора критериев, их обсуждения и критики, она необходимо связана с интеллектуальной интуицией, творческим воображением, конструированием и так далее. Разумная рациональность выступает как основание критической рефлексии над рассудочной рациональностью.

Тема рациональности звучит в современных культурологических, социально-философских, философско-aнтpoпoлогических исследованиях. Так, существует тенденция оценивать развитие культуры по признаку нарастания или убывания в ней элементов рациональности, с развитием рациональности связывают процессы демократизации общества, уровень цивилизации, эффективность социальных институтов.

Рассмотрим в рамках этого вопроса различие греческого и китайского умов по след критериям:

1. Базовая структура мышления. Греки: Предмет полагается своим понятием или идеей. Сущность- явление. Китайцы: Мыслит все о всем, перехож одно в другое, принцип инь и янь, предмет мыслится как единство стихий

2. Отношение к предметному природному миру. Греки: Человек мыслит природу как противопоставление ей. Китайцы: Человек- часть стихии.

3. Отношение к священному- Богу. Греки: персонификация. Китайцы:, неперсонификацированно, господствует безлично, начало.

4. Способ мышления порядка. Греки: космос-номос-логос. Наука занимается познанием номоса( законов). Китайцы: принцип пути или судьбы.

5. Понимание пространства. Греки- изотропное пространство, нет привеллегированных мест. Китайцы- поточное, анизотропное пространство.

6. Понятие времени: Греки: линейное, текущее из прошлого в будущее. Китайцы- движение спиной вперед, обратный порядок времени.

7. Отношение к человеку Греки: человек- личност, индивидуальность, самость,я. Китайцы- не идентифицируют себя в качестве личности. Человек- то как его определяют другие.

8. Отношение к социальной общности и государству: Греки- рассматривают государство как отчужденный институт. Китайцы: Государство и общество- большая семья.

9. Отношение к праву. Греки- формальный принцип права, формальное равенство людей перед законом, конфликт решается путем установления правоты одной из сторон. Китайцы: отношение к закону как к гибкой мере, которая применяется с учетом специфики людей.. Стремление к уравновешенным решениям, невелирование.

10. Отношение к культуре. Греки- противопоставление натуры и культуры, и подчинение натуры культуре. Китайцы: культура- национальная традиция, подчинение культуры естественному пути

11. Принцип логики. Греки: логика предикатов, приспособлена, чтобы характеризовать вещи. Китайцы- логика отношений, стихийный диалектизм.