Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Научное познание как вид человеческого познания

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Научное познание как вид человеческого познания

 

П - базовая потребность человека. Субъект П- тот, кто познает. Объект П - то, что познается. П является одним из важнейших видов д-ти человека. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различ практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и др. наук начался прогресс в области П.

Признаки НП:

1. Его основ. задача-обнаружение объективных з-ов действ-ти- природ-ых, соц-ых,з-оа самого П, мвшления и др. Отсюда ориентация исслед-ия на общие, существ-ые св-ва пред-ов, еего характеристики и их выраж-ие в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

2.Отличит черта НП- нацеленность Н на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

3.Существ. признак НП -системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теорет-их прин-ов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органич-ую сис-му.

4. Для Н характерна постоянная методологич-ая рефлексия.

5. Непосредственная цель и высшая ценность НП- объектив-ая истина, постигаемая преимущественно рационал-ми сред-ми и мет-ми. Харак-ая черта НП-объектив-ть, устранение не присущих пред-ту исслед-ия субъективис-их момен-ов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

6. НП-сложный процесс произ-ва и воспроиз-ва новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, законов, закрепленных в языке-естественном или искусственном.

7. В процессе НП применяются специфические матер-ые ср-ва, как приборы, инструменты и другое «науч-ое оборуд-ие».

8. НП присуща строгая доказательность, обоснованность полученных рез-ов, достоверн-ть выводов

9.Опытная проверяемость и воз-ть многократного воспроизвед-ия рез-ов.

Общенаучные методы познания: 1. Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. 2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и тоношений изучаемого явления с одноименным выделением интересующих исследователя свойств. 3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («идеальный газ»). 4. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям и выводам). Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.5. Аналогия - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 6. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) - оригинала модели.

Различают теоретическое и эмпирическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления 1.рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Эмпирическое познание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств; 2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений; 3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Научные методы эмпирического исследования : 1. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. 2.Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. 3. Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. 4. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Научные методы теоретического исследования: Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.