Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки

 

1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. В современной литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. Предметом активного обсуждения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической включая диалектико-материалистическую. Характерная особенность постнеклассической науки – ее диалектизация – широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Поэтому сегодня наблюдается смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами, поднимаемыми в области социологии, психологии, этики.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). В последние годы особенно активно обсуждают идею «конструктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Глобальный эволюционизм: характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур; рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной.

12. Формирование нового – «организмического» видения (понимания природы). Понимания природы все чаще рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

Таким образом, современная наука даже в малом не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей. Они пронизывают все мироздание – от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. Поэтому в наши дни все чаще говорят о неопределенности как о характеристике бытия, объективной во всех ее сферах.