Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Научная рациональность и этапы ее эволюции.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Научная рациональность и этапы ее эволюции.

 

Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Научная рациональность – рациональность в сфере науки – деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность отличается более точными, строгими способами доказательства. Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Основные свойства: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению.

1. Классическая

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.

Сходства античного и научного типа рациональности:1. Воспроизведение принципа тождества мышления и бытия 2. идеальный план работы мысли.

Характеристика:1.субъект познания исключен, противопоставлен объекту, идет борьба за чистоту эксперимента. 2. пространство определяется как изотропное (все изменения обратимы), геометризация природы. 3.время циклично, принимается в своей пространственной проекции. 4. приоритет статики над динамикой 5.детерменизм-вера в причинность.6.объект рассматривается как изолированный и статический. 7.принципом объяснения является редукция-применение языка к описанию.8. развитие знаний представляет собой процесс накопления- коммулятивность.

2. Неклассическая

Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели. В самой физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал

уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.

Характеристики: 1. Актуализировалось представление об активности субъекта познания. 2. пространство определялось производно от динамических характеристик объекта, являлось анизотропным и относительным.3.время относительно.4. отношение к движению:приоритет динамики над статикой. 5. индетерменизм- вероятностный подход. 6.рассмотрение динамических систем( циклически изменяются во времени). 7. принципом объяснения является фундаментальная симметрия. 8. развитие знаний представляет собой процесс научных революций

3. Постнеклассическая

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы.

Характеристики: 1. субъект признается как определяющий всю познавательную систему, антропный принцип 2.пространство структурировано и точка зрения субъекта голографическая, взгляд ученого на мир определяется приборами. 3. время необратимо, физика становится исторической наукой. 4. нелинейность развития. 4. конструктивная роль случайности. 5. динамическая система в ее окружающей среде. 5. принципом объяснения является ассиметрия. 6. отношение к развитию познания: альтернативные модели и сценарии. 7. возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика.