Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.

 

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Предпосылкой возникновения научных знаний считают миф. Миф — не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления. В результате его «строятся» модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды — природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы.

Мифы состоят из 2-ч частей: в первой дается описание того, что было до акта творения, во второй - сотворение мироздания, процесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, солнце) к частному. Каждый объект в мире определен через действие, породившее этот объект. Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом.

Для выполнения отождествления необходимо было овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам. Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в формировании научной методологии, так как нацеливали человека на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.

разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.

Следующая предпосылка связана с культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в VIII—VI вв. до н.э.

Рассматривая переход от традиционного общества к нетрадиционному, в котором возможно создание науки, развитие философии, искусства, М.К. Петров считает, что традиционное общество может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышения качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из поколения в поколение, увеличивается благодаря специализации. Но при таком развитии наука появиться не могла.

Причиной разрушения традиционного общества стала настоятельная необходимость совмещения профессий, интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов, устранение в них противоречий — это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

В других концепциях упор делается на особенности общественной психологии древних греков, обусловленные социальными, политическими, природными и другими факторами. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание.

Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, объяснять наблюдаемые явления. Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями осуществляет прорыв к новым формам опыта

К началу IV в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Достаточно полно была изучена окружность. Немногим позже стала развиваться геометрия объемных тел - стереометрия.

Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н. э.), затем она была усовершенствована Калиппом и, наконец, Аристотелем.

Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм.

Демокрит: все сущее построено из двух начал, начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного. Первое - атом ("нерассекаемое"), второе - пустота, ничем не наполненная протяженность.

Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. Он утверждает, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и принимать за стихии. Различия между элементами определяются различиями между мельчайшими частицами, из которых они состоят. Частицы имеют сложную внутреннюю структуру, могут разрушаться, переходить друг в друга, обладают разными формами и величинами.

Аристотель создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего возникает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии. А выводит четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественные изменения; в отношении места - перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Но между ними существует некоторая иерархия, где первое движение - перемещение. Велика заслуга Аристотеля в создании логики. Центральная проблема его учения — выяснение вопроса: как строится дедуктивное рассуждение (силлогизм), с помощью которого «ведут доказательства и математические науки, такие как арифметика, геометрия, оптика, и, можно сказать, все науки, исследующие причины».
Эпоху эллинизма считают наиболее блестящим периодом становления научного знания. Преобладающее значение имела все-таки греческая культура.

Согласно стоикам, мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет причину и следствие. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой. Наряду с причинной обусловленностью явлений, существует их определенная направленность к благой, прекрасной и разумной цели. Следовательно, кроме судьбы стоики признают и благотворное провидение.

В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.