Возникновение науки и этапы ее формирования.
Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку.
В античности и средние века имело место философское познание мира. Понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.
Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях — Египте (связано с возникновением классового общества, основная черта систематичность знания), Древней Греции (вместе с возникновением философии, достижение возникновение умозрения, Н=система аргументированного знания), Индии и Китае в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др.
В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Нидерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия «наука» и «естествознание» в этот период отождествлялись, так как формирование социальных, гуманитарных наук по своим темпам происходило несколько медленнее. Итак, наука как таковая возникает в конце XVI — начале XVII в. в виде математического естествознания.
Наука же в собственном значении этого слова появилась, когда научные исследования объединились с научными образованиями( университетами)
В. С. Степин в истории формирования и развития науки выделяет две стадии:1. характеризует зарождающуюся науку (преднауку), 2. — науку в собственном смысле слова.
Тем самым науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки: Древнеий Восток, Греция и Рим, а также в Средние века, вплоть до XVI—-XVII столетий.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время (конец XVI — начало XVII в.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный).
1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
2.Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
3.Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) —учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).
Наука -не есть нечто неизменное, а представляет собой целостное развивающееся формообразование, которое имеет свое прошлое, настоящее и будущее.