ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА
Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом. Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Причины детского бытового травматизма
· неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
· отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
· недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
· дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
· дети не организованы, предоставлены улице, нет достаточного количества спортивных площадок, нет достаточного количества секций.
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой
- обучение и выработка соответствующих навыков;
- пропаганда использования средств безопасности;
- оказание поддержки путем домашних посещений;
- коррекция условий окружающей среды;
- повышение безопасности предметов потребления;
- законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;
- экспериментальные программы на уровне местных сообществ.
Родители должны:
учить детей правильному поведению на улице, по возможности не оставляли одних.
обращать внимание на обувь ребёнка. Она должна быть удобной, на небольшом каблуке, подошва нескользкой.
спортом, спортивными играми ребёнок должен заниматься только в спортивной одежде.
изучать с детьми правила дорожного движения.
организовать свободное время ребёнка, особенно в период каникул.
оборудовать дворовые площадки для детских игр, не занимать их автотранспортом.
постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста.
как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры,
в предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка..
создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.