1. Гигиеническая организация бодрствования детей.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.
Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт.
Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю, продолжительностью не более 8–10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста:
в младшей группе– 11 занятий по 10–15 мин,
в средней группе– 12 занятий по 20 мин,
в старшей группе– 15 занятий по 20–25 мин.
В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
При установлении режима бодрствования необходимо хорошо продумать чередование видов деятельности. При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола, соответствие размеров стола и стула росту ребенка.
В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдается тишина (разрешаются только негромкие разговоры, связанные с процессом выполнения работы). Если воспитатель объяснение сопровождает рассматриванием картинок, игрушек, натуры, он должен быть хорошо виден детям, поэтому не следует становиться между простенками окон, где освещение резко снижено. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным.
Самостоятельная деятельность детей 3–7 занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.
Общественно-полезный труд детей старшей группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.