Вскармливание детей грудного возраста.
Правильно организованное вскармливание детей первого года жизни обеспечивает их нормальное физическое и психическое развитие и является важным фактором среди профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение детской заболеваемости.
Под естественным вскармливанием подразумевают кормление ребенка молоком матери. Недостаточность материнского молока восполняют использованием коровьего молока, на основе которого приготавливаются продукты детского питания.
По сравнению с коровьим молоком женское молоко значительно богаче такими ферментами, как каталаза, липаза, амилаза, что также способствует более быстрому и лучшему его усвоению.
Ребенок при грудном вскармливании получает стерильное молоко, а контакт с матерью во время кормления способствует психическому развитию малыша. Поэтому работники дошкольных учреждений должны разъяснять матерям преимущества естественного вскармливания перед другими видами кормления.
Кормление в одни и те же часы создает ритмичность в деятельности пищеварительных желез и способствует рефлекторному отделению пищеварительных соков в определенные промежутки времени. Вместе с тем считаются допустимыми отклонения в пределах получаса или часа от установленного времени приема пищи.
Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. Несмотря на то что естественное вскармливание является наилучшим для детей грудного возраста, они уже с первого месяца жизни нуждаются в дополнительном введении в рацион питания витаминов, некоторых минеральных солей, органических кислот и др. С этой целью уже с месячного возраста в питание вводят соки.
Прикорм. К 5 мес. детский организм начинает испытывать потребность в таких минеральных веществах, как соли железа, меди, кобальта, кальция, фосфора, магния, а также в других компонентах. Поэтому здоровый ребенок должен получать прикорм. Постепенно новой пищей заменяют одно за другим кормления грудью.
Смешанное и искусственное вскармливание. Эти виды вскармливания назначают только при наличии существенных показаний. Смешанным считается такое вскармливание, при котором дети получают не только грудное молоко, но и дополнительное питание (докорм). Все молочные смеси разделяются на две группы — адаптированные и неадаптированные.
Введение в рацион консервированных продуктов позволяет разнообразить меню и обогатить его витаминами, солями, растительным и животным белком и жиром, органическими кислотами, пектином.
9. Бронхиальная астма
Бронхиальная астма — тяжелое аллергическое заболевание, проявляющееся приступами удушья с резко затрудненным выдохом, свистящими хрипами в результате сужения просвета мелких бронхов. В зависимости от причин, вызывающих заболевание, различают две формы бронхиальной астмы: неинфекционно-аллергическую и инфекционно-аллергическую.
Неинфекционно-аллергическаяформа бронхиальной астмы чаще встречается у детей до 3 лет жизни. В основе ее лежит повышенная чувствитльность организма ребенка к внешним чужеродным веществам — аллергенам. К их числу может относиться бытовая пыль, шерсть домашних животных, пыльца растений, лекарственные препараты, некоторые пищевые продукты (яйца, молоко, шоколад, рыба, цитрусовые и др.)
Инфекционно-аллергическая форма встречается чаще у детей старше 3 лет. У ребенка возникает повышенная чувствительность к бактериям, вирусам, продуктам их жизнедеятельности и распада. Наиболее часто она бывает у детей, страдающих повторными респираторными заболеваниями.
Возникновению инфекционно-аллергической формы бронхиальной астмы часто предшествует астматический бронхит. Он проявляется у детей приступообразным, иногда коклюшеподобным кашлем и небольшим затруднением выдоха. Астматический бронхит продолжается в течение 2—3 недель, имеет склонность к повторным проявлениям и часто возникает у детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, крапивницей, аллергическим насморком.
Ведущим симптомом бронхиальной астмы является приступ удушья, которому иногда предшествует период предвестников. К их числу относится изменение поведения ребенка (возбуждение или вялость, сонливость), насморк аллергического характера, першение в носу, чихание или навязчивый кашель, одышка.
Во время приступа у ребенка вследствие спазма гладкой мускулатуры бронхов, набухания и усиления секреции их слизистой оболочки затрудняется выдох. Для облегчения акта выдоха ребенку следует придать полусидячее или сидячее положение с приподнятыми плечами, чтобы использовать все вспомогательные дыхательные мышцы грудной клетки. Приступ сопровождается бледностью кожных покровов, учащением дыхания и некоторым расширением зрачков. В конце приступа, который отнимает у ребенка много сил, дыхание становится более свободным, происходит более легкое отделение мокроты, постепенно исчезают хрипы.
Приступ может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от тяжести заболевания. При оказании помощи ребенку во время приступа необходимо обеспечить приток свежего воздуха, расстегнуть воротничок, сделать горячую ножную ванну или поместить руки в горячую воду. Ребенка необходимо успокоить, отвлечь его внимание игрушками и срочно вызвать врача.
Профилактика бронхиальной астмы включает в себя проведение мероприятий, направленных на снижение возможности сенсибилизации организма к чужеродным веществам, а также в предупреждении возникновения острых и хронических заболеваний органов дыхания (проведение закаливающих процедур, дыхательной гимнастики, соблюдение воздушно-теплового режима, гигиенических требований к одежде и т. д.). Серьезное внимание следует обратить на детей, которые склонны к аллергическим реакциям, и в том числе страдающих экссудативно-катаральным диатезом.