Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Социально-психологические факторы отношения к деньгам

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

 Социально-психологические факторы отношения к деньгам.

Отношение к деньгам в разных социальных группах

Если в западноевропейской и американской науке тема денег в пси­хологии считается малоисследованной областью, то в отечественной пси­хологической науке она специально не разрабатывалась. До перестройки эту тему затрагивали лишь в разделах промышленной и социальной пси­хологии, посвященныхмат стимулир-ю.

Начиная с 1993 г. нами регулярно проводятся исследования МА у представителей различных социальных групп. Чтобы сравнить влияние фактора культуральных различий на МА и фактор принадлежности к определенному социальному слою, мы исследовали преподавателей госу­дарственных университетов в России и Канаде. Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средст­во, а не цель.

В другом исследовании мы сравнили степень влияния на МА фактора принадлежности к классу (или слою) с таким фактором как уровень дохо­да, соотнося МА представителей бюджетной интеллигенции, высокооп­лачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого биз­неса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм). МА у банковских служащих и представителей бюджетной интел­лигенции оказались сходны; и те, и другие — наемные работники интел­лектуального труда, но с разным доходом. В жизни предприн-й малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.

Для предпринимателей это не просто фактор труда, как у банковских служащих, но и цель предпринимательской активности и ее стимул: больше прибыль, больше оборот капитала. Кроме того, это фактор безо­пасности и надежности дела, фирмы. Жесткие условия неразвитого рынка, незащищенность со стороны закона требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности и самосохранения, для обеспечения кото­рых важны деньги.

Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за свои­ми деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Реже используют деньги в качестве тера­пии, редко транжирят, бросают деньги на ветер. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и средством. Влияние фактора классовой принадлежности перекрывает влия­ние уровня дохода и культуральных различий на отношение к деньгам.