Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Сверхвыбор и приемы преодоления его давления

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

Подходы к определению личностных и профессиональных качеств, способствующих предпринимательскому успеху.

Портрет молодого российского предпринимателя

Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предпо­лагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип пред­принимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособ­ления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К.Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринима­тельства

Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

В 36 вопросе

 

Сверхвыбор и приемы преодоления его давления.

Основная тенденция отношений людей с вещами— все большая их (отношений) быстротечность. Быстротечная экономика приходит на сме ну стабильности. Одноразовая культура потребления вытесняет традицион ную: часто становится дешевле купить новое, поменять, чем беречь, мыть, чистить, реставрировать. Новые технологии, мода приводят к быстрому устареванию любого продукта (материального, интеллектуального).

Быстротечность отношений с вещами переходит и в сферу взаимоот ношений между людьми. В силу увеличения контактов, количества про ходящих сквозь нашу жизнь людей на фоне переездов, разнообразия услуг и т.д. все больше проявляется мимолетность и фрагментарность отношений между людьми. А временность отношений способствует снижению ответственности.

Другая тенденция связана с избыточным разнообразием в мире вещей и услуг. Их больше, чем хочется и нужно, и человек становится жертвой сверхвыбора. Сверхвыбор — это позиция, в соответствии с которой преимущества разнообразия и индивидуализации перечеркиваются сложностью процесса принятия решения покупателем4. Экономическими факторами, поддерживающими тенденцию сверхвыбора, являются' 1) уменьшение стоимости предоставляемых разновидностей товаров по мере того, как технология становится более сложной (добавление вариантов в выпуск продукции является более передовой и дешевой технологией, чем сохранение однообразия или создание абсолютно нового продукта); 2) покупательная способность потребителей, имеющих достаточное количество денег, чтобы расточать их на свои специализированные потребности.

Психологические последствия быстротечной экономики и сверхвыбора — перманентные чувства непостоянства, скорости, суматохи. Накапливается также стресс принятия решения, поскольку слишком высокая степень неопределенности, избыточность перемен порождает перегрузки организма и психики.

Важнейшими стратегическими инструментами защиты от избытка неопределенности являются , во-первых, развитие волевых качеств и, прежде всего, целеустремленности, настойчивости и самостоятельности, обеспечивающих свободу выбора личности. Самостоятельность позволяет тормозить и сдерживать свои желания, регулировать противостояние внешним влияниям и требованиям.

Во-вторых, выбор модели жизненного стиля или образа жизни является важнейшей стратегией борьбы против все возрастающих нагрузок перевыбора. В рамках принятого личностью жизненного стиля сужается набор альтернатив, в частности потребительских, выборы становятся относительно просты.

Помимо стратегических, существуют тактические способы и приемы отстройки от тягот стресса принятия решений. Выделяют следующие не­адекватные адаптации к перестимуляции выбором техники:

1) открытое отрицание, блокирование нежелательной реальности;

2) специализация, проявляющаяся в сужении интересов, например, только до профессиональных или домашних при внутренней закрытости для изменений в социальной, политической и экономической сферах;

3) атавизм как возврат к привычным и успешным прежде, но не работающим сейчас адаптивным приемам, сопровождаемый регрессом социального кругозора (от анархизма до деспотизма в разных вариантах социальной и политической жизни);

4) сужение выбора через сверхупрощение в борьбе с перегрузкой (например, наркотики, жестокость и терроризм, также астрология и мистицизм).

В рамках созидательных стратегий адаптации могут быть использованы следующие адекватные тактики:

1) выработка новых принципов планирования своей жизни, ее темпа;

2) дестимуляция (уменьшение избыточного потока информации на чувственном, речемыслительном и уровне принятия решения в определенные периоды жизни и деятельности);

3) использование досуга как механизма повышения или понижения стимуляции в зависимости от текущей способности к перемене, регуляция потока принятия решений в период перестимуляции решениями какая-то их часть перекладывается на экспертов и любых наделенных доверием лиц или инстанции;

4) осуществление долговременных отношений с разными элементами физической и социальной сред, формирование субъективных "зон стабильности" в быстротекущем мире (привычки и обслуживающие их вещи стабилизируют материальную среду, семья, постоянные друзья — социальную).

Таким образом, необходимо не подавлять изменения, а управлять ими. Даже просто осознание, отслеживание, рефлексия продуктивных и непродуктивных тактик выбора, принятия решения в обыденной жизни дает человеку чувство уверенности от возможности управлять изменениями. Например, когнитивная сфера привычной для многих продуктивной тактики выбора содержит такие приемы, как выделение и соотнесение плюсов и минусов альтернатив выбора, обращение к доступной дополнительной информации, в частности, советам других людей (на правах совещательного голоса), но с окончательным самостоятельным взвешиванием "за" и "против". В аффективной сфере важно быть готовым к напряжению и переживанию риска, сопровождающих выбор (отсрочка или отказ от принятия решения имеет отрицательный психологический эффект). В действенной части тактики непродуктивно возвращаться к отвергнутым альтернативам на полпути: метания, возвраты, сомнения, сожаления отбирают много сил и времени, память негативных эмоций усиливает последующую нерешительность. Поэтому неудачную формулу "Надо было" лучше заменить на "Я уже принял решение", особенно, если человеку свойственно долго сожалеть о неудачах и промахах. Но если человек привык возвращаться к отвергнутым альтернативам, чтобы проанализировать и их, снять беспокойство из-за недоверия своей интуиции или, напротив, своим способностям просчитывать вероятности, лучше остановиться на позитивах принятого решения и негативах отвергнутого.