Психологические проблемы качества жизни.
Политические и социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают необходимость адекватных изменений как во внутреннем мире современного человека, так и в поиске новых, взаимообогащающих отношений с обществом, конкретными людьми, окружающим миром вообще. Критерием эффективности таких изменений может служить, по нашему мнению, показатель качества жизни человека. Актуальность изучения проблем качества жизни продиктована и теми негативными процессами в современном российском обществе, которые затрагивают личностное бытие человека – дезориентация в ценностно-смысловых понятиях, ощущение так называемого «экзистенционального вакуума», бессмысленности существования, дезадаптация и десоциализация. В настоящее время теоретическое и практическое решение вопросов качества жизни становится источником дальнейшего развития общества и проблемой сохранения, выживания человечества.
Понятие «качество жизни» появилось в конце 50 гг. и активно развивалось в 60-70 гг. прежде всего в зарубежной социологии.
В отечественной научной литературе термин «качество жизни» используется в основном для характеристики социально-экономических условий существования и трактуется как субъективная оценка человеком достигнутого уровня материального благосостояния, включающего и удовлетворение духовных потребностей и запросов.
Некоторые отечественные исследователи рассматривают определение качества жизни через ощущение благополучия или удовлетворенности определенными аспектами жизни.
Исследования социально-психологических факторов качества жизни человека в современном обществе как в отечественной, так и зарубежной литературе представлены либо отдельными публикациями, либо рассматриваются в рамках изучения других феноменов: смысл жизни; счастье; образ жизни и т. д. Решение проблемы качества жизни нуждается в более детальном и научно обоснованном изучении социально-психологических аспектов данного феномена, определении его содержания, индикаторов, механизмов и детерминант развития. Это позволит усовершенствовать процессы социализации личности, разработать более совершенные системы психодиагностики и психокоррекции дисгармоничных состояний, оказывать психолог помощь в ситуациях экзистенц-х проблем и т. д.
По нашему мнению, наиболее полно и многосторонне качество жизни может быть определено как сложный социально – психологический феномен, проявляющийся в гармоническом взаимодействия духовного, психологического, социального и физического здоровья личности. Механизмом формирования и развития качества жизни являются ценности и ценностные ориентации личности. Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей; гуманистич-го мировоззрения; устойчивого смысла своего существования; активно-созидательной жизн-й позиции; осознание гармонич-ой связи своего бытия, всех событий и явлений мира.
Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека целостной и стабильной позитивной «Я»-концепции, возможностью эмоционально-волевой саморегуляции, гармонично развитой иерархией мотивационно-потребностной сферы, творческим потенциалом для развития и самосовершенствования.
Социальное здоровье обеспечивает человеку возможность конструктивных взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества, взаимного личностного роста; быструю и эффективную адаптацию к изменяющимся социальным условиям.
Телесное (соматическое) здоровье проявляется через высокий энергетический потенциал организма; хорошее физическое самочувствие; стойкий иммунитет к заболеваниям, нормальное функционирование всех систем организма.
Теоретические и эмпирические исследования Г.М. Андреевой (1980), М.И. Бобневой (1978), Д.А. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1939); G. Tomas и F. Znanezki (1918-1920), I. Museka (1973), C. Kluckhoh (1951) выявляют особую значимость ценностей как социально-психологических образований. Являясь составляющими мотивационно-потребностной сферы, они выполняют роль важнейших регуляторов поведения личности; представляют собой некие идеальные конечные цели для индивида; определяют возможность принимать решения в ситуациях выбора; активизируют и направляют деятельность человека. В то же время ценности, выступая в роли оценок индивидумом действительности, других и самого себя, служат основанием для познания и конструирирования моделей социального мира. Ценности выступают побудительной силой pазличных видов активности личности: познание, духовное самосовеpшенствование, социальное поведение и т.д.
В пpоцессе фоpмиpования целостного миpа человека ценности выполняют интегpативную pоль, побуждая к поиску смысла. Поиск смысла является одной из основных человеческих потpебностей, опpеделяющих его индивидуальность, его «Я». Личностный смысл ценности пpедставляет собой непосpедственное значение ценности, обосновывает индивидуальное сознание и выступает как основание замысла деятельности. Смысл предстается в виде возможности ценностного существования как специфического способа человеческого бытия. Проблема смысла неразрывно связана с вопросом высших ценностей человеческого существования. Изучение проблемы смысла в данном контексте связано с построением иерархии ценностей и выявлением критериев значимости. Переживание осмысленности жизни в процессе самореализации и самоактуализации часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет феномен качества жизни.
Развиваясь на протяжении всего онтогенетического периода личности, ценностные ориентации приобретают новое качественное преобразование в подростковом и юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций в подростковый период оказывает влияние на становление характера и личностного развития в целом. В связи с необходимостью определения жизненных целей в юности совершается переход к сознательному выбору системы ценностей. В этом возрасте интенсивно осуществляется процесс социализации, которая в русле рассмотрения данной проблемы представляет собой процесс усвоения социальных ценностей.