Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Психологическая характеристика деятельности торговых агентов

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

 Психологическая характеристика деятельности торговых агентов.

Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью дву­мерной модели Дж.Ронена, иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопреде­ленности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце — инновационный предприниматель. Вдоль континуума — наибо­лее изменяющаяся характеристика— поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предпри­ниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель— в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.

Как видно из рис.4, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

"

clip_image012

Рис.4. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж.Роненом.

Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть ин­терпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опа­саются новизны, потому что их основная цель — сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская актив­ность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций на­правлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремит­ся к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фир­мы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целе­устр-ти деятельности.

С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель— это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструкту­рированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Вто­рой действует в налаженной управленческой иерархии, законы функциони­рования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психо­логических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х.Хекхаузен считает, что и менед­жеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель — лидер идей.

По мнению Д.Мак-Клеланда, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р.Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу дейст­вий, творческой работы и создания капитала. Как видно из табл.3, у ме­неджера иная мотивация.

Таблица 3. Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

 

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

ПРЕДПРИНИ­МАТЕЛИ

ИНТРАПРЕНЕРЫ

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ

Стремление полу­чить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпора­ции, такие как собст­венный кабинет, штат, власть

Стремление иметь независи­мость,    свободу действий,   твор­чески   работать, создавать   капи­тал

Стремление к неза­висимости    действий, приобретению     пози­ций  в   корпорации   и соответствующих вознаграждений

ВОСПРИЯ­ТИЕ ВРЕ­МЕННОЙ ПЕРСПЕК­ТИВЫ

Ориентируются на   короткие   вре­менные горизонты: недельные,   месяч­ные, квартальные и годовые планы

Ориентация на   5-10-летние периоды        как вехи роста сво­его бизнеса

Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпо­рации. Обычно зани­мает среднее положе­ние между "традици­онным менеджером" и предпринимателем

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ

Больше делеги­рует свои полномо­чия подчиненным и контролирует ис­полнение, чем сам напрямую включа­ется в дело

Прямая вклю­ченность   в   ра­боту

Больше выполняет работу сам, чем пере­поручает ее кому-то

ОТНОШЕ­НИЕ К РИС­КУ

Боязлив

Разумно   идет на риск

Разумно идет на риск

ОТНОШЕ­НИЕ К СТА­ТУСУ

Озабочен сим­волами собствен­ного статуса

Нет озабочен­ности символами статуса

Не озабочен тради­ционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независи­мости

ОТНОШЕ­НИЕ К НЕ­УДАЧАМ И ОШИБКАМ

Стремится вся­чески избегать ошибок и вообще неожиданностей

Не боится ошибок, исправ­ляет их и пре­одолевает неуда­чи

Стремится скрывать от окружения риско­ванные проекты, пока не готов их доказа­тельно обосновать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Обычно согла­шается с теми, кто выше по положе­нию

Своими реше­ниями реализует свою мечту

Способен убедить других помогать в реализации его мечты

КОМУ СЛУЖИТ

Служит другим

Служит себе и потребителю

Служит себе, потре­бителю и спонсорам

ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ

Старшие члены семьи работали на крупные организа­ции

Из семьи мел­ких предприни­мателей, предста­вителей свобод­ных профессий или фермеров

То же самое, что и у предпринимателей

ОТНОШЕ­НИЕ К ДРУ­ГИМ

В основном по нормам иерархи­ческих отношений

В основном де­ловые и договор­ные отношения

На основе догово­ренности с иерархиче­ской структурой

С позиций инновационного менеджмента предприниматель— пре­образующий лидер в отличие от лидера нормативного или администра­тивного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура— интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.