Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Модели поведения налогоплатильщика

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

Модели поведения налогоплатильщика.

Более психологизированные поведенческие модели потребительского выбора представлены в обзоре М.Фридмана. Автор рассматривает пять концептуальных моделей. Все они пытаются исчерпывающе объяснить процесс выбора, используя для этого графические схемы, отразить раз­личные взаимосвязи эндогенных и экзогенных переменных, влияющих на потребительское поведение, проследить основные этапы поведения поку­пателя.

Модель Андриасена.Первую поведенческую модель потребительско­го выбора, разработанную Андриасеном, можно назвать моделью формиро­вания отношения. .Ядром модели является комплекс установок и способ­ности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен ут­верждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степе­ни влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою оче­редь, на эти установки могут оказывать влияние пять факторов:

1) личность отдельного потребителя;

2)  прошлые переживания, связанные с удовлетворением потребно­стей;

3) прошлый опыт, не включающий удовлетворение;

4)  социальное восприятие, т.е. восприятие человеком надежд, норм и ценностей значимых для него других людей;

5) личностные установки на объекты, связанные с интересующим то­варом.

Изменение отношения к продукту может быть результатом измене­ния одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается "процессу фильтрации", после которого она взаимодействует со множеством явле­ний (например, убеждениями, эмоциями). В результате форм-ся ус­тановка, кот влияет на дальнейшее поведение.

Возможны три варианта действий потребителя. Потребитель может выбрать продукт (купить), продолжить поиск или воздержаться от дейст­вий. Решение выбрать товар, как и два других варианта, принимается с некоторым элементом принуждения (доход, бюджетные приоритеты, тех­нические возможности, например, габаритные, хозяйственная полез­ность). Выбранные альтернативы содержат механизм обратной связи, ко­торый влияет на фильтрационные процессы в будущем.

Модель Никосиа. Одной из относительно компактных моделей по­требительского поведения является модель Никосиа. С опорой на ком­пьютерный каркас в ней сделан акцент на природе взаимодействия купли-продажи. Другое достоинство модели состоит в ведущей роли, отводимой продающей фирме. Как видно из рис.8, модель содержит четыре основ­ных блока:

1)  цепь событий, начинающаяся с активации посредством маркетин­гового сообщения — до формирования потребительской установки;

2) процессы поиска и оценивания;

3) акт приобретения или покупка;

4) процесс обратной связи.

Первый блок делится на две части: элементы маркетинга фирмы, влияющие на установки потребителя, и психологические атрибуты (особенно предубеждения), влияющие на восприятие потребителем маркетин­говых сообщенией фирмы. Установка потребителя в отношении продукции фирмы является результатом действия этого блока.

clip_image010

Рис. 8. Модель Никосиа.

Второй блок содержит процессы поиска соответствующей информа­ции для оценки продукции фирмы по сравнению с другими альтернатива­ми и покупки. Результат этих процессов — наличие или отсутствие моти­вации к приобретению товара данной фирмы.

В случае возникновения мотивации к покупке осуществляется акт приобретения (третий блок).

Четвертый блок обеспечивает после приобретения обратную связь двух типов: обратную связь с фирмой, несущую информацию о продаже, и обратную связь с потребителем, порождающую переживания, связанные с покупкой. Второй тип связи влияет на потребительские предубеждения в будущем.

Модель Ховарда-Шесаотражает пять стадий в процессе принятия решения потребителем: привлечение внимания, восприятие товара, фор­мирование установки, возникновение намерения, акт приобретения. В качестве входных стимулов модель рассматривает три группы факторов:качественные физические характеристики (размер, форма, качество И проч), символические стимулы (например, название) и социальные стимулы (социальный класс и т.д.).

Далее подключаются перцептивные конструкты , такие как внимание и открытый поиск; они фильтруют информацию Приобретенные конструкты (мотивы, критерий выбора, установка, восприятие марки и т д.) являются ядром данной модели и взаимодействуют между собой слож­ным образом.

Если перцептивные и приобретенные конструкты рассматриваются как внутренние ненаблюдаемые механизмы покупательского поведения, то факторы выхода, включающие опять-таки внимание, восприятие, уста­новку, намерение и новый конструкт— приобретение, основаны уже на непосредственно наблюдаемых данных Помимо прочего, модель учиты­вает экзогенные переменные, а именно: пол, личностные черты, религиоз­ные установки, финансовое положен и т.д

Задание_________________________________________________

Какие формы привлечения внимания обозначены в модели Ховарда-Шеса как входные стимулы?                                                                      

Модель Энжел-Колат-Блэквел схожа с вышеупомянутыми моделя­ми. Процесс решения здесь представлен так же пятью этапами: осозна ние проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, выбор, результа ты (диссонанс-удовлетворение).

Особенностью и достоинством модели является то, что на этапе оценки альтернатив авторы добавляют такие факторы принятия решения, как жизненный стиль, следование нормам, подверженность воздействиям информации В качестве внешних факторов авторы отмечают культурные нормы и ценности, референтные (значимые) группы, непредвиденные обстоятельства.                                                                                          

Модель Бетмана. Самой новой поведенческой моделью потреби­тельского выбора является разработка Бетмана В качестве ее ключевых элементов представлены следующие: способность переработки информа­ции, мотивация, внимание и восприятие, получение информации и оценка, использование памяти, процессы решения, потребление и узнавание. Учитываются также индивидуальные различия и ситуативные влияния.

Основное отличие модели состоит в том, что она включает скани­рующий механизм для постоянного корректирования среды, механизм прерывания текущего поведения, интерпретации и управления конфликт­ными ситуациями Процесс выбора рассматривается скорее как повто­ряющаяся процедура, а не последовательная. На каждой стадии цикла делаются выборы; таким образом процессы решения являются критиче­скими в модели. Процессы решения протекают в ходе выбора опреде­ляющих целей, отбора информации, сравнения альтернатив при покупке

Модели потребительского избирательного поведения различаются полнотой охвата компонентов процесса и факторов, влияющих на него. Несмотря на попытки авторов моделей исчерпывающе рассмотреть весь круг явлений, связанных с потребительским выбором, каждая из них встретилась с рядом критических замечаний со стороны специалистов в области психологии и экономики Тем не менее, теоретическое значение разработки моделей потребительского выбора, на наш взгляд, состоит в осознании авторами сложности и многоуровневости потребительского поведения, невозможности его однозначного прогнозирования Хотя каж­дая из моделей направлена на поиск компонентов и механизмов покупа­тельского выбора с целью оптимального управления им, задача остается пока нерешенной. Модели, как правило, являются громоздкими и мало пригодными для прикладных целей, поскольку потребительский выбор обусловлен многими факторами