Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Проблема бедности в психологии

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

Проблема бедности в психологии.

1.1. Определение понятий «бедности»

Для того, чтобы лучше  разобраться в социально-психологических аспектах проблемы бедности и богатства, стоит уточнить, что именно мы имеем в виду под этими понятиями.

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ (Социологический энциклопедический словарь, …).

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни (Давыдова Н.М., 2003).

Бедность – это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. (Словарь гендерных терминов, …).

Бедность – это когда деньги идут на физиологическое выживание  - еду, лекарства, социальные платежи, когда все, чем человек живет и питается самого низкого качества – только чтобы ноги не протянуть, - таков ответ одного из респондентов, участвовавшего в социологическом исследовании (Тихонова Н.Е., 2003).

Из данных определений можно сделать вывод, что бедность трактуется по-разному:

- как низкий уровень доходов и расходов,

- как отсутствие необходимых ресурсов

- как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов.

Причины генерирующие бедность различны. 

Их можно разбить на несколько групп:

1.       Психологические (качества человека, его способности, умения и т. д.)

2.       Социальные (положение в обществе, семейное положение)

3.       Экономические (политика государства)

4.       Ситуационные (успех, неудача)

Психологические теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые «константы» психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективную переживаемую бедность (человек воспринимает себя как бедного).

Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных:

1.       Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. временная ориентация не представлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных).

2.       Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, т. е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, неподвластными его пониманию, а не обусловлены собственным поведением.

3.       Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).

Информационная константа: обладание наиболее полной информацией в определенной области, в нашем случае информацией в области действительных причин бедности и богатства, повышает уверенность в себе и, соответственно самооценку. Слабая информированность приводит к снижению самооценки (так же к снижению чувства собственного достоинства, уверенности в себе).

 

Психология материального самообеспечения.

Мотивы труда и потребления

По мнению А.Маршалла, самым устойчивым мотивом трудовой дея­тельности человека является желание получить материальное вознаграж­дение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые раз­нообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребле­ние — исключительно психологизированный аспект экономического по­ведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А.Маршалл, всегда будут деньги. Это соз­дает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или по­будительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Не отвергая полимотивированность трудовой деятельности, упоми­ная также чувство наслаждения самим процессом хорошего выполнения работы, готовность принести себя в жертву ради семьи, соседей и своей страны, тщеславие и беспечность, тягу к добродетельному образу жизни ради собственных достоинств последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей роли мотива материального вознаграждения за труд.

Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

- побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание про­слыть тунеядцем);

- получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

-удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Описывая мотивацию потребителя, А.Маршалл выделял три основ­ных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более поодробной, при­знанной психологами и широко применяемой на практике является клас­сиф-ия потребн Абрахама Маслоу