Определение понятий «Новое строительство», « Расширение», «Реконструкция», «Техническое перевооружение» предприятий ТС
Развитие ПТИ может происходить за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий.
Новое строительство – ведется на новых площадях, по утвержденным в установленном порядке проектам, при возникновении у предприятия новых или больших объемов работ. К НС относятся: создание объектов основного, вспом. и обслуж. производств вновь создаваемых предприятий; филиалов или отдельных производств на собственном балансе.
Расширение – строительство доп. производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение действующих цехов и объектов основного, вспом. и обслуж. производств на территории действующего предприятия; филиалов не находящихся на собственном балансе.
Реконструкция – обновление и качественное совершенствование действующих активной и пассивной частей производственных фондов.
Виды реконструкции:
-Малая или частичная Кв=Ко=0,1…1,2;
-Средняя Ко >Кв Кв=0,21…0,3; Ко=0,21…0,4;
-Комплексная Ко >Кв Кв=0,31…0,5; Ко=0,41…0,6;
Кв – коэффициент выбытия; Ко - коэффициент обновления.
Техническое перевооружение – обновление активной части производственных фондов на основе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, повышения уровня механизации.
Виды технического перевооружения:
-Малая или частичная Ко >Кв Кв=0,1…0,2; Ко=0,1…0,3;
-Средняя Ко >Кв Кв=0,2…0,4; Ко=0,3…0,5;
-Комплексная Ко >Кв Кв=0,4…0,5; Ко=0,5…0,6.
Критерии работоспособности деталей и узлов машин.
Это прочность, жесткость, износостойкость, коррозионная стойкость, теплостойкость, виброустойчивость.
Прочность является главным критерием работоспособности большинства деталей.
Жесткость характеризуется изменением размеров и формы детали под нагрузкой.
Изнашивание – процесс постепенного изменения размеров деталей в результате трения.
Коррозия – процесс постоянного разрушения поверхностных слоев металла в результате окисления.
Теплостойкость. Нагрев деталей машин может вызвать: понижение прочности материала и появление ползучести, понижение защищающей способности масляных пленок, изменение зазоров в сопряженных деталях.
Виброустойчивость. Вибрации вызывают дополнительные переменные напряжения и, как правило, приводят к усталостному разрушению деталей. В некоторых случаях вибрации снижают качество работы машин.
Комплектование деталей и сборочных единиц, методы подбора деталей в комплекты.
Детали комплектуют в специальном отделении, оборудованном стеллажами, подставками, столами, передвижными тележками, ящиками, контейнерами и универсальным измерительным инструментом. Туда поступают годные детали из отделения дефектации, со склада восстановленных деталей и новые детали со склада запасных частей.
Комплектовочные работы включают в себя: сортирование деталей, их подбор для сборки соединений в соответствии с техническими условиями; комплектование по номенклатуре и числу в соответствии с принадлежностью к агрегатам и сборочным постам; раскладку в тару; доставку комплектов на сборочные посты согласно такту сборки агрегатов. Это оказывает влияние на качество отремонтированных изделий, длительность производственного цикла и сборки, ритмичность выпуска продукции сборочными постами.
Чтобы повысить эффективность комплектования, надо хорошо знать комплектовочный процесс (накопление, сортирование, комплектование).
Детали накапливают для ритмичной работы постов сборки. Сортирование предусматривает раскладку деталей По принадлежности их агрегатам и сборочным единицам. В пределах агрегата каждой марки детали сортируют по размерным группам, массе, межцентровому расстоянию и другим показателям.
Разбивка деталей на размерные группы перед их сортированием — сложный и ответственный процесс, который влияет на качество сборки, долговечность соединений в эксплуатации и организацию сборки. При этом необходимо придерживаться следующих правил: число групп не должно быть больше пяти; допуски на соединяемые детали должны обеспечивать оптимальную посадку при сборке; число деталей в группах должно быть по возможности одинаковым.
Для сортирования используют универсальные средства измерения, специальные приборы и приспособления. Рассортированные по размерным и массовым группам детали подбирают для соединений.
Штучный подбор заключается в том, что к одной детали с каким-то действительным размером, полученным в результате его измерения, подбирают вторую деталь данного соединения, исходя из допустимого при их сборке зазора или натяга. Его примером может служить подбор поршня и гильзы двигателя, которые обрабатывают с широким полем допусков, вследствие чего любой поршень не может быть поставлен в любую гильзу. По техническим требованиям на сборку номинальный зазор между гильзой и поршнем должен быть 0,14...0,40 мм. Эти детали подбирают по зазору с помощью двух щупов: толщина одного равна минимально допустимому, а другого — максимально допустимому зазорам. Если поршень с щупом, равным минимальному зазору, проходит по всей длине гильзы свободно, а с щупом, толщина которого соответствует максимальному зазору, не проходит, то такие детали считают скомплектованными. Щуп закладывают на всю длину юбки поршня в плоскости, перпендикулярной к оси отверстий бобышек.
Гильзу и поршень можно подобрать путем предварительных замеров соединяемых деталей.
При индивидуальном подборе соединяемых деталей не всегда достигается требуемое качество сборки и затрачивается много времени. Несмотря на эти недостатки, его широко применяют на ремонтных предприятиях, так как он не требует предварительной подготовки к подбору деталей.
Селективный (групповой) подбор характеризуется тем, что соединяемые детали после их обработки и контроля предварительно сортируют по размерным группам, клеймят цифрами, буквами или помечают цветными красками. При сборке соединений используют детали одной группы. Например, если диаметр первой гильзы цилиндра двигателя относится к группе А, а второй — к группе Б, то в первую очередь устанавливают поршень группы А, а во вторую — Б.
Число размерных групп зависит от конструктивного и монтажного допусков зазора. Допуск каждой группы равен конструктивному допуску, деленному на число групп. Размеры деталей для каждой группы определяют по верхним и нижним отклонениям.
Максимальные и минимальные монтажные зазоры для всех групп при селективном комплектовании будут одинаковыми и соответствовать техническим требованиям на сборку данного соединения.
Селективный (групповой) метод комплектования применяют в основном для подбора деталей на крупных специализированных предприятиях. Он обеспечивает качество сборки данного соединения, однако требует технической подготовки производства.
Посты комплектования соединений, сборочных единиц и агрегатов объединяют в центральное комплектовочное отделение или специализируют по предметному признаку, располагают на участках: обойном, ремонте кабин, платформы, электрооборудования и др.