Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Логика управления

Cмотрите так же...
Логика управления
Понятие
Суждение
Мышление
Логические приемы образования понятий
Понятие и слово
Виды понятий
Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
Типы несовместимости: соподчинение,противоположность, противоречие
Логические операции с понятиями
Виды простых ассерторических суждений
Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
Распределенность терминов в категорических суждениях
Традиционная теория логического квадрата
Категорические суждения и их виды (деление do количеству и качеству)
Модальность
Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
Способы отрицания суждений
Исчисление высказываний
Виды умозаключений
Дедукция
Понятие правила вывода
Силлогизм
Особые правила фигур
Правила категорического силлогизма
Энтимема
Полисиллогизм
Сорит (с общими посылками)
Формализация эпихейрем с общими посылками
Чисто условное умозаключение
Первый вероятностный модус
Второй вероятностный модус
Разделительное умозаключение
Дилемма
Трилемма
Логическая природа индукции
Виды неполной индукции
Понятие вероятности
Научная индукция
Доказательность
Закон исключенного третьего
Закон непротиворечия (закон противоречия)
Закон тождества
Понятие об аргументации
Доказательство и его структура
Виды доказательства
Критика аргументации
Опровержение. Виды опровержения
Паралогизмы
Понятие о логических парадоксах
Искусство ведения дискуссии
Спор
All Pages

Логика. Объект. Предмет

 

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды.Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознаниеинтересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметомлогики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира.Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.