Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Логика управления - Логические приемы образования понятий

Cмотрите так же...
Логика управления
Понятие
Суждение
Мышление
Логические приемы образования понятий
Понятие и слово
Виды понятий
Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
Типы несовместимости: соподчинение,противоположность, противоречие
Логические операции с понятиями
Виды простых ассерторических суждений
Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
Распределенность терминов в категорических суждениях
Традиционная теория логического квадрата
Категорические суждения и их виды (деление do количеству и качеству)
Модальность
Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
Способы отрицания суждений
Исчисление высказываний
Виды умозаключений
Дедукция
Понятие правила вывода
Силлогизм
Особые правила фигур
Правила категорического силлогизма
Энтимема
Полисиллогизм
Сорит (с общими посылками)
Формализация эпихейрем с общими посылками
Чисто условное умозаключение
Первый вероятностный модус
Второй вероятностный модус
Разделительное умозаключение
Дилемма
Трилемма
Логическая природа индукции
Виды неполной индукции
Понятие вероятности
Научная индукция
Доказательность
Закон исключенного третьего
Закон непротиворечия (закон противоречия)
Закон тождества
Понятие об аргументации
Доказательство и его структура
Виды доказательства
Критика аргументации
Опровержение. Виды опровержения
Паралогизмы
Понятие о логических парадоксах
Искусство ведения дискуссии
Спор
All Pages

 

Логические приемы образования понятий

 

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

Синтез - это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.

Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна - понятие.

Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.

Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.

Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств.