Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 2 - Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 2
Основные концепции пространства и времени.
Понятия пространства и времени в философии и естествознании 18—19 вв.
Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в.
Принципы системного подхода и проблема познания сложных систем в естествознании
Свойства систем и их классификация.
Эволюция системных представлений
Эволюционная проблема в астрономии и космологии
Тенденция физикализации химии
История развития математики.
Почему человечество создало математику?
Почему математика устроена аксиоматически?
Почему ЗНАНИЕ математики не гарантирует УМЕНИЯ пользоваться ей в конкретном проектировании систем?
измерение — наука
Какова «ключевая идея», которая приблизила нас к современному уровню понимания математики?
Проблема оснований математики
Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания
Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни
Принцип развития биологии
Современные представления об эволюции.
Второй синтез. Источники синтетической теории эволюции.
Синтетическая теория эволюции
На пути к третьему синтезу
От эволюции к глобальному эволюционизму.
Парадигмальный поворот с локального эволюционизма на глобальный
Философская значимость теории организма
Подход В. И. Вернадского
Эволюция
Глобальный эволюционизм
Антропный принцип с позиции глобального эволюционизма
Уровни организации живого
Происхождение жизни
Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).
Динамическое равновесие и «закон наименьших»
Принцип системности в сфере современного биологического познания
Экофилософия
Новый гуманизм
Экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства
All Pages

 

 

Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни


В наше время для дальнейшего развития биологических наук особенного необходимо философское осмысления мира живого. Новые области биологических исследований и накопленные в них факты требуют переоценки и переосмысления действовавших в биологии концепций, создания новых, осознания их с методологических, мировоззренческих и ценностных позиций.

философским анализом проблем биологии занимается философия биологии:

Фил. биол. – область философии, занимающаяся анализом и объяснением закономерностей формирования и развития основных направлений комплекса наук о живом.

Фил. биол. исследует структуру биологического знания; природу, особенности и специфику научного познания живых объектов и систем; средства и методы подобного познания, способы обоснования и развития научного знания о мире живого.

Фил. биол. — это система обобщающих суждений философского характера о месте биологии в системе науки и культуры, о воздействии различных наук и культуры в целом на характер биологических исследований и об обратном процессе влияния биологии на изменение норм, установок и ориентаций в науке и культуре.

(Такое понимание предмета философии биологии характерно для нашего времени.)

С современных позиций филос. осмысление мира живого представлено в четырех направлениях – онтологическом, методологическом, аксиологическом (ценностном) и праксиологическом (практическом):

1. Естествознание 20 в. имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, зачастую альтернативных друг другу и не связанных между собой. В биологии это ярко отражалось в разрыве эволюционного, системного и организационного подходов к исследованию живого, в несовпадении картин мира, предлагаемых эволюционной биологией и экологией и т.д.

Эволюционный подход, сформировавшийся на основе идеи развития живой природы, предлагает историческое эволюционное рассмотрение всего мироздание в целом. Эволюционизм стал парадигмой естествознания в 19 в после работ выдающихся ученых Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина и др. Из фундаментальной идеи биологии он превратился в метод научного познания, эволюционистский способ мысли.

Эволюция – направленное изменение любого процесса, системы, предмета, имеющее необратимый характер. Как правило, происходит постепенно путем накопления большого количества микроизменений.

Эволюция – в широком смысле - синоним развития.

Биологическая эволюция – историческое развитие живых организмов, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором.

Организационный подход основан на идеи организации живой природы, и предлагал изучать мир путем вычленения организационных законов. Начался с исследований А.А. Богданова, Р. Селларса и Г. Брауна. Организационные представления лежат в основе современной экологии.

Системный подход основан на представлении о целостности и системности живой природы и предлагает использовать целостный подход к миру в условиях сложнейшей многообразной дифференцированности знания.

Задача онтологического направления в философии биологии:

выявление онтологических моделей, лежащих в основаниях различных подразделений современной науки о жизни,

критическая работа по осмыслению их сути, взаимоотношений друг с другом и с онтологическими моделями, представленными в др. науках,

их рационализация и упорядочение.

2. Методологический анализ современного биологического познания не просто преследует задачу описания применяемых в биологии методов исследования, изучения тенденций их становления, развития и смены, но и ориентирует познание на выход за пределы существующих стандартов. осмысление и переосмысление канонов познавательной деятельности ведет к поиску новых стандартов этой деятельности. Это ярко проявилось в процессе утверждения в биологии новых познавательных установок системности, организации, эволюции, коэволюции.

Процесс коэволюции как совместного сопряженного развития систем с взаимными селективными требованиями был обнаружен и изучен в биологии уже весьма давно. Однако он рассматривался как периферийный,маргинальный процесс, призванный объяснить лишь различные виды симбиотических отношений: хищник-жертва, паразитизм, комменсализм и др. С концепцией коэволюции человека и биосферы в отечественной литературе первым выступил Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Осознание универсальности коэволюционной стратегии, приложимой ко всей реальности, происходит в настоящее время.

3 и 4. Существенно возросло в последние годы значение аксиологического и праксиологического направлений. Это объясняется тем, что биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами. В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом названных исследований и практических разработок. Этим задачам служит интенсивное развитие таких новых наук, порожденных современным этапом развития философии биологии как биоэтика, экоэтика, биополитика, биоэстетика, социобиология и др.

Таким образом, на современном этапе своего развития биология требует

филос. переосмысления традиционных форм организации знания,

создания нового образа науки,

формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления.

Дополнение:

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Рефлексия – форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самого себя.

Праксиология (греч. деятельный) - область социологических исследований, к-рая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Существо праксиологического метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера.

Биоэтика изучает этико-правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. В их числе определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, право собственности на генетическую информацию о человеке. В основе леэит принцип уважения личности пациента.

Социобиология – исследование биологических основ всякого социального поведения.

Биофилософия считает, что при решении мировоззренческих, нравственных и эпистемологических проблем должно быть понятие жизни в его научно-биологической интерпретации.

Редукционизм исходил из того, что органическая целостность может быть сведена к простой аддитивной сумме свойств составляющих ее (механических, физических и химических) частей. Редукционизм предлагает изучать явления и объекты живой природы путем расчленения его на простые составные и их описание

Целостный подход (в разных своих вариантах — холизм, организменный и др.), подчеркивая качественное своеобразие целого по сравнению с его частями, предлагает рассматривать весь мир как единый организм.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой, изучает надоргаизменный уровень.

Популяция – совокупность особей одного типа.

Биоценоз – совокупность организмов разных трофических уровней (уровней питания).

Экосистема – система, объединяющая организмы и среду обитания, имеет признаки: автономна, устойчива во времени и пространстве, не может объединятся с соседними экосистемами без нарушения качественной однородности.

Биосфера – оболочка земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов (внутри границ реальной жизни и границ