Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 2 - Экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 2
Основные концепции пространства и времени.
Понятия пространства и времени в философии и естествознании 18—19 вв.
Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в.
Принципы системного подхода и проблема познания сложных систем в естествознании
Свойства систем и их классификация.
Эволюция системных представлений
Эволюционная проблема в астрономии и космологии
Тенденция физикализации химии
История развития математики.
Почему человечество создало математику?
Почему математика устроена аксиоматически?
Почему ЗНАНИЕ математики не гарантирует УМЕНИЯ пользоваться ей в конкретном проектировании систем?
измерение — наука
Какова «ключевая идея», которая приблизила нас к современному уровню понимания математики?
Проблема оснований математики
Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания
Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни
Принцип развития биологии
Современные представления об эволюции.
Второй синтез. Источники синтетической теории эволюции.
Синтетическая теория эволюции
На пути к третьему синтезу
От эволюции к глобальному эволюционизму.
Парадигмальный поворот с локального эволюционизма на глобальный
Философская значимость теории организма
Подход В. И. Вернадского
Эволюция
Глобальный эволюционизм
Антропный принцип с позиции глобального эволюционизма
Уровни организации живого
Происхождение жизни
Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).
Динамическое равновесие и «закон наименьших»
Принцип системности в сфере современного биологического познания
Экофилософия
Новый гуманизм
Экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства
All Pages

 

 

Экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства

 

Рассмотрим более подробно экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства. Всю экономику можно представить в виде своеобразной пирамиды, разделенной на слои в соответствии с технологическими стадиями продвижения первичного сырья и переработки его в конечные продукты, т.е. слои можно представить и как этапы, стадии в природно-продуктовой вертикали. По мере удаления от основания пирамида сужается, доля отраслей более высокого уровня в валовом национальном продукте уменьшается.

В основании пирамиды находятся природоэксплуатирующие отрасли. Это нижний структурный слой или так называемая первичная экономика. Здесь находятся четыре сектора народного хозяйства: горнодобывающее производство (в том числе добыча всех энергоресурсов), сельское хозяйство, лесная промышленность и рыбное хозяйство.

Во второй слой входят отрасли, обеспечивающие первоначальную переработку природного сырья – производство металла, электроэнергии, простейшая деревообработка и т.д. В агрегированном виде сюда можно отнести отрасли черной металлургии, производящие чугун и сталь. В агропромышленном комплексе – это отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, консервная, мясная, мукомольная промышленность, виноделие и пр.

В третьем слое этой пирамиды идет дальнейшее углубление обработки продукции, вторичная переработка природного сырья. В металлургии на этих этапах природно-продуктовой цепочки происходят прокат, литье. В агропромышленном комплексе – углубление переработки продукции, получение новых товаров, связанное с кондитерской, швейной, обувной промышленностью.

В четвертом и более высоких слоях, на дальнейших этапах природно-продуктовой вертикали, появляется машиностроение, производство сложных товаров и услуг.

На нижних слоях пирамиды важную роль играют природные ресурсы, первичное сырье и труд относительно низкой квалификации. По мере подъема по слоям, удлинения природно-продуктовых вертикалей эти факторы производства играют все меньшую роль, на первый план начинают выступать высококвалифицированный труд, научные и технические достижения, высокие технологии, информация. Информация становится решающим фактором для верхних структурных слоев. В современной экономике на самом верху пирамиды находится производство информации, патентов, лицензий, проектов, всевозможных научных услуг, программного продукта, вообще любых интеллектуальных продуктов, включая управление предприятиями.

Очевидно, что чем уже основание пирамиды – экономики и шире ее вершина, тем лучше. Это означает, что при меньших затратах всех видов ресурсов в нижних слоях, на начальных этапах природно-продуктовой вертикали, происходит увеличение производства товаров и услуг в верхних слоях экономики. Процесс сужения основания пирамиды при расширении ее вершины и есть процесс экологизации экономики, когда происходит уменьшение нагрузки на окружающую среду при увеличении обеспеченности высококачественными товарами и услугами. Структура народного хозяйства с большим удельным весом первичной экономики в виде классической пирамиды с мощным основанием называется индустриальной структурой. Экономика с высоким уровнем развития более высоких слоев и с относительно небольшим основанием (перевернутая пирамида) имеет постиндустриальную структуру.

Изменение экспортной политики. К альтернативным вариантам решения экологических проблем нужно отнести и изменение экспортной политики. В настоящее время неблагоприятное состояние окружающей среды существенно усугубляется природоемкой, природоразрушающей экспортной политикой.

Конверсия. Существенную роль в совершенствовании природопользования может сыграть перепрофилирование предприятий оборонного комплекса на экологические нужды.

Следующее направление экологизации экономического развития состоит в широком развитии малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Цель развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий – создание замкнутых технологических циклов с полным использованием поступающего сырья и отходов.

Традиционным способом охраны окружающей среды являются прямые природоохранные мероприятия. Они стали практически первым ответом на деградацию природы в результате техногенного развития экономики. В настоящее время этим мероприятиям уделяется основное внимание в различных программах и планах по охране окружающей среды практически во всем мире. Но, как уже отмечалось, все это попытки бороться со следствиями техногенного развития, а нужно ликвидировать причины.

При таком подходе во многом теряет смысл и вопрос о величине требуемых инвестиций на охрану природы. Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым мы минимизируем затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития.

Производится реконструкция социальной и духовной сущности понятия «экологический императив», подчеркивается его актуальность и важность в рамках развития современного социума

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой - политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и отсталыми странами мира. Пришло время для понимания того, что природу, человеческое общество и научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности и единстве. Это обусловлено, прежде всего, тем, что новые реалии нашей действительности начинают приходить во всё большее противоречие с принятыми ранее воззрениями. В результате уже сегодня вызревают радикальные смены одних образов другими, как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной картины мира. Одним из таких понятий, требующим современного осмысления, является категория «экологический императив».

Осознание сущностных основ экологического императива, безусловно, важный момент на пути развития социума в единую гармоничную систему, «пропитанную» софийным началом. Однако прежде чем ответить на вопросы: что собой представляет экологический императив, в чём его сущность и содержание, необходимо остановиться на общесистемных условиях и принципах «устойчивого развития» как глобально-управляемого развития всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера - единый организм планеты Земля. Всемирный Саммит в Йоханнесбурге (2002 г.) засвидетельствовал тот факт, что, несмотря на целый ряд программ, утверждённых в Рио-де-Жанейро в 1992 г., общество продолжает двигаться по сценарию неустойчивого развития. Данное обстоятельство косвенно подтверждает, что уровень понимания главных трудностей во взаимоотношении человека и Природы далёк от идеала. Представление об универсальности рекомендаций, решающих пусть важные, но частные экономические вопросы, демонстрирует интеллектуальную ущербность и нравственную несостоятельность современного общества, подтверждает факт отсутствия института, позволяющего формировать адекватное понимание ситуации и общую свободу действий (волю), направлять усилия человека на достижение общей цели. К сожалению, люди в массе своей ещё до сих пор не осознают происходящего и живут в оковах собственного локального эгоизма.

И всё же прогресс в развитии ситуации неоспорим: общая приверженность мирового сообщества идее устойчивого развития, ее подтверждение в «Повестке дня на XXI век» и других документах ООН обязывает все страны взять на себя «коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития - экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды - на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях». Каждой стране при этом предстоит соблюдать целый ряд принципов, реализовывать определенные императивы и учитывать индикаторы, установленные ООН по характеристикам социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.

Как показывает опыт, ключевое значение в выработке и осуществлении подобных стратегий имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Среди них доминирующую роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов устойчивого развития играют нравственные императивы, в числе которых важное место занимает экологический императив.

Сегодня экологический императив представляет собой фундаментальную составляющую устойчивого развития в триаде «общество - человек - окружающая среда», концентрируя все системные характеристики экологического компонента в целом, согласовывая экологические цели с общей стратегией социально-экономического развития. И если первоначально данное понятие в своей категоричной форме выступало, как «система ограничений, нарушение которых может явиться необратимыми последствиями дтя дальнейшего существования как человека, так и всего окружающего мира», то в настоящее время, последовательно трансформируясь, «экологический императив» стал включать в себя более частные требования. Среди которых в рамках указанной стратегии «sustainable development» необходимо выделить следующие:

в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

обеспечение равенства возможностей развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него;

в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь, на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий;

социально-экономическое развитие следует направить на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

экологизация сознания и мировоззрения человека, системы воспитания и образования.

Эти требования в основе своей выражают сущность экологического императива, неразрывную и органическую взаимосвязь социальных, экологических и экономических целей устойчивого развития, на том уровне понимания, который готово принять современное общество.

Важно при этом помнить, что содержание и наполнение экологического императива в зависимости от времени и достижения поставленных целей изменяются, причем в сторону трансформации экономико-экологических отношений (с предпочтением экономических целей) в эколого-экономические (с предпочтением экологических целей), а затем и социально-экологические отношения природопользования (с предпочтением социальных и экологических целей). Новое мировоззрение человечества может быть сформировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение «правил безопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков.

Однако реализация данных законов зависит прежде всего от воли человека! Вот почему использование термина, аналогичного кантовскому категорическому императиву, совершенно не случайно. Данное обстоятельство приобретает особый акцент на фоне «загрязнения» природы самого человека, его тела, души и духа, обусловленных совокупностью объективных и субъективных причин, наличием пороков, которые накапливались на протяжении многих десятилетий века предшествующего, в эпоху, которая, говоря словами С. Л. Франка, была эпохой «...глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности». Ведь духовность - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к самому себе, а проблема выхода человека за рамки узко-эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и совершенствования, «восхождения» личности к своим идеалам, ценностям и реализации их в своём жизненном пути.

Поэтому устойчивое развитие общества немыслимо без совершенствования человека, то есть его внутреннего возрастания по меркам высшего идеала - это тоже составляющая экологического императива. Как справедливо писал А. И. Солженицын: «сейчас мы стоим на пороге, когда мир подошёл, если не к гибели, то к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению, который потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни, где не будет, как в средние века, предана проклятью наша физическая природа, но и тем более не будет, как в Новейшее время, растоптана наша духовная жизнь. Этот подъем подобен восхождению на следующую антропологическую ступень. И ни у кого на Земле не осталось другого выхода, как - вверх». Вот почему возникла потребность пересмотра основополагающих принципов современной науки, усвоение новой сущности категорий, которыми она оперирует. Наука о природе должна стать наукой о человеке и наоборот, наука о человеке должна стать наукой о природе, наполнив последнюю духовно-нравственным содержанием.

Экологический императив и личная ответственность за свою судьбу ставят безусловное требование перед современным человеком познать самого себя, познать социальную и природную среду, в которой он живет, чтобы уяснить возможности реализации своих природных данных, своего единственного и неповторимого сочетания врожденных качеств со средой жизни. Можно с уверенностью сказать, что только через подобное понимание и нравственное созидание себя как естественного природного звена в эволюции системы человек — природа - общество возможно возрождение человека и создание новой культуры.

В заключение следует указать на то обстоятельство, что именно в грядущем XXI веке должны начать действовать указанные запреты и законы, чтобы уже в ближайшей перспективе нашли своё воплощение идеи устойчивости, или стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной среды и ориентированного на нужды нынешнего и будущих поколений.