Понятие "туристская отрасль"
Туристская отрасль - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
Понятие «туризм» в нашей стране долго ассоциировалось со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития производительных сил объективно выделилась особая сфера приложения общественного труда, основной функцией которой является организация разностороннего отдыха населения в форме туризма; и все чаще туризм стали называть отраслью национальной экономики.
Обосновывая необходимость выделения туризма в самостоятельную отрасль, необходимо исходить из того, что объективную основу классификации отраслей любой национальной экономики составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации.
При обосновании вопроса отнесения индустрии туризма к самостоятельной отрасли необходимо принять во внимание основные факторы формирования ее производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным признакам, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, зависимость их от характера основной деятельности. Кроме того, целесообразно учитывать достигнутые результаты, а также перспективы их развития. Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:
• достаточным числом самостоятельных в экономическом отношении организаций с однородным видом деятельности;
• устойчивыми экономическими связями с другими отраслями национальной экономики;
• определенным органом хозяйственного управления.
Таким образом, современное состояние индустрии туризма вполне отвечает всем перечисленным характеристикам. И соответственно под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности управления.
Данная точка зрения не является обоснованной, так как туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт - это так называемая комплексная услуга, или тур.
Общая характеристика региональной отраслевой структуры социально-культурного сервиса и туризма. Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг.
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
- жилищно-коммунальное хозяйство; наука.
2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:
- бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;
- здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.
3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:
- управление и планирование народного хозяйства;
- отрасли, обеспечивающие безопасность государства;
- обеспечение охраны собственности.
Структуру туристической индустрии можно представить следующим образом:
1. Индустрия развлечений, деятельность туроператоров и турагентов, транспорт, организация экскурсионно-познавательных мероприятий (собственно индустрия туризма).
2. Индустрия гостеприимства, состоящая из индустрии услуг, индустрии размещения, индустрии питания.
3. Глобальные компьютерные сети (ГКС).
Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг. Вся работа любого туристского или сервисного предприятия должна строиться, исходя из интересов их клиентов. Борьба за клиента сейчас принимает новые формы и поэтому, прежде всего, надо совершенствовать технологию общения с клиентом. Если работа предприятия не механизирована, не автоматизирована, то обслуживание клиента затягивается во времени. Ручная работа занимает много сил и времени и как результат – ошибки и нарекания. Учитывая, что для клиента время – самый большой капитал, то неоправданно медленное обслуживание подрывает доверие к фирме. Фирмы же с высокой долей механизации и автоматизации держат первенство и по объему услуг и по их качеству, а чувство уверенности клиента в надежности сервиса усиливается.
Автоматизация бизнес-процессов позволяет предприятию качественно и профессионально обслужить клиента, предоставить ему точную и достоверную информацию, предоставить гарантии на получение желаемых услуг, предложить широкий спектр услуг. Современные технические средства позволяют безупречно оформить документы, сделать заявку на дополнительные услуги, доставить клиента вовремя и в нужное место, предоставить ему корпоративное обслуживание. В свою очередь, это все способствует привлечению все большего количества покупателей, удержанию их и желанию обслуживаться только в этой компании. И как следствие – это хорошие доходы и расширение бизнеса.
Максимально эффективное использование техники и новых технологий в турбизнесе – сегодня главный вопрос. Они позволяют восполнять пробелы в таких направлениях туристского бизнеса, как автоматизация фирмы, создание интернет-проектов, маркетинговое исследование, использование поисковых систем и систем бронирования.
С помощью компьютерной и электронной техники можно проводить презентации, осуществлять бизнес-процессы, создавать безопасные условия на предприятии сервиса для клиентов (электронные системы предупреждения и тушения пожара), предупреждать негативные ситуации (камеры видеослежения, сигнализация), использовать информацию в режиме он-лайн и др. Те предприятия, которые уже используют новые технологии и технику убедились в их преимуществах. Да это и неудивительно: благодаря техническому прогрессу идти в ногу с прогрессом стало не только необходимо, но и престижно.
Но, принимая решение о внедрении новшеств или технической модернизации производства, не стоит спешить: техника и технологии, которые внедряются на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, должны облегчать работу современного предприятия. И помогать они будут только при правильном их выборе и внедрении, а в этом вопросе способны разобраться только специалисты. Поэтому к задаче выбора и внедрения техники и технологий на конкретном предприятии надо подходить профессионально, оценив все "за" и "против", используя не только свой опыт, но и положительный опыт других.